Конфликт с поставкой нефти в Беларусь
Хотя своя нефть в Белоруссии и есть, но её запасы весьма невелики. Зато нефтеперерабатывающая промышленность в этой республике развита весьма хорошо. Суммарная годовая добыча собственной нефти в Белоруссии находится на уровне примерно 1,7 миллиона тонн, и этот показатель постепенно будет снижаться, так как наиболее крупные белорусские месторождения разрабатываются достаточно давно и порядком истощены.
Дефицит углеводородного сырья Беларусь вынуждена компенсировать за счет импорта, годовой объём которого составляет от 21-го до 23-х миллионов тонн. Основной страной, осуществляющей поставки нефти в Белоруссию, выступает Россия.
Загрузка ...
Мощность предприятий нефтяной перерабатывающей отрасли этого государства дают возможность перерабатывать более 21-го миллиона тонн нефти-сырца в год. Объем производства нефтепродуктов находится на уровне 17,8 миллиона тонн, большую часть из которых составляют дизельные виды топлива.
Из приведенных выше цифр становится понятно, что вся белорусская нефтепереработка полностью зависит от импортного сырья и условий его поставки.
Современное состояние нефтяного импорта Беларуси
Как уже было сказано выше, основной нефтяной экспортер ля республики – это Россия. Однако, в последнее время объемы экспортных поставок российской нефти стали снижаться. Это связано с тем, что страны-партнеры не смогли договориться по таким ключевым вопросам, как размеры тарифов на транзит российского сырья через территорию Беларуси в европейские страны.
Вторым негативным фактором, повлиявшим на решение российской стороны сократить экспорт, является наличие у Белоруссии долга за поставленный из России газ. Третий отрицательный момент – невыполнение белорусской стороной своих обязательств по поставкам на территорию России бензина, изготовленного из российского углеводородного сырья. Все эти факторы и сыграли решающую роль в принятии решения о сокращении объемов экспорта сырой нефти на 12 процентов.
Тарифы на транзитную прокачку нефти из России через территорию Республики Беларусь по двум проходящим там маршрутам вырастет на 7,7 процента. Эту цифру озвучил глава управления ФАС по регулированию топливно-энергетического комплекса Дмитрий Махонин. По его словам, поскольку стороны не сумели договориться по вопросу новых транзитных тарифов, к ним автоматически применена расчетная методика, по которой повышение производится на средний прогнозируемый уровень годового роста инфляции с добавлением сверх него трех процентов.
Эта информация нашла свое подтверждение и национальной корпорации «Транснефть», советник президента которой Игорь Демин рассказал, что «Транснефть» выступила с предложением к белорусской стороне поднять тарифную ставку на нефтепрокачку по маршрутам «Унеча – Броды» и «Унеча – Адамова Застава» на 5,8 процента. Услуги по прокачке на этих участках оказывает ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Белорусская сторона это предложение отвергла, предложив со своей стороны как раз цифру 7,7 процента, которая и была передана в Федеральную Антимонопольную Службу.
По словам Дмитрия Махонина, такая ситуация повторяется из года в год.
История конфликта
Стоит сказать, что первоначально Белоруссия намеревалась вообще поднять транзитную ставку в полтора раза. Такое решение осенью 2016-го года было принято Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ РБ). Однако российская сторона в лице «Транснефти» сразу заявила, что такое одностороннее, без проведения переговоров, тарифное повышение идет в разрез с заключенными ранее межправительственными соглашениями.
В ответ на это в ноябре 2016-го МАРТ РБ заявило об отмене предыдущего решения и повела речь о повышении тарифа на 20,5 процентов. В ответ с российской стороны было внесено очередное предложение, суть которого заключалась в повышении тарифов на маршрутах «Сургут – Унеча», «Унеча – Полоцк один» и «Унеча – Полоцк два», где партнером выступает белорусское ОАО «Полоцктранснефть Дружба», на 11,76 процента. Для компании «Гомельтранснефть Дружба» предложение о повышении тарифной ставки не изменилось – 5,8%.
Соглашение по первому пункту было достигнуто, однако что касаемо второго, то здесь стороны найти компромисс так и не смогли. Результатом стало заявление МАРТ РБ о том, что повышение стоимости услуг ОАО «Гомельтранснефть Дружба» составит 7,7 процента.
Разногласия сторон касаются не только размеров транзитных тарифов. Кроме этого, Республика Беларусь по сей день не погасила долг за поставленный в 2016-ом году газ. Сумма этого долга на конец 2016-го составляла 425 миллионов долларов США.
Невыплаты объяснялись несогласием белорусской стороны с установленной Москвой ценой в 132 доллара США за одну тысячу кубических метров. В одностороннем порядке белорусы приняли решение производить оплату по цене 73 доллара за тысячу кубометров, объясняя это тем, что такая цена им кажется наиболее справедливой.
Ответом Москвы Минску стало сокращение объемов поставки нефти в Беларусь, с оговоренных ранее 5,3 миллионов тонн в квартал до объема в 3,5 миллиона тонн. Дальше было произведено повторное снижение до трех миллионов.
Пока газовый спор и договоренности по транзитным тарифам не будут разрешены в ходе переговоров, велика вероятность того, что и в дальнейшем поставка нефти в эту страну будет снижаться.
В настоящее время стороны наконец пришли к определенному компромиссу. Минск заявил о готовности отказаться от повышения нефтяных транзитных тарифов и начать погашение газового долга.
Стоит отметить, что в Белоруссию российские углеводороды и так поставляются по ценам, которые гораздо меньше среднерыночных, поскольку при экспорте в это государство экспортная пошлина не применяется. Чтобы оценить размер «скидки», с 1 января 2017-го её размер составил 79,1 долларов за одну тонну.
Кроме упомянутых выше газового долга и тарифов на транзит, есть еще один камень преткновения в этом вопросе. Дело заключается в том, что, согласно достигнутым ранее договоренностям, Беларусь обязалась поставлять на российский внутренний рынок произведенное ею из российского сырья топливо, однако на практике эти обязательства не выполняются. Это связано с тем, что цена на европейских рынках (таких, как украинский или польский) в два, а то и в два с половиной раза выше, чем на российском, поэтому Минск предпочитает продавать нефтепродукты там.
Насколько срыв таких поставок сказывается на внутренней экономике России, можно судить о том, что дефицит государственного топливного обеспечения таких секторов, как сельскохозяйственный и оборонный комплексы, в прошлом году достиг отметки 7,7 миллионов тонн. Розница же полностью обеспечена предприятиями российской нефтепереработки.
YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your <a href="/youtube/v3/getting-started#quota">quota</a>.
Список используемой литературы:
- Нефть - Википедия
- Хаустов, А. П. Охрана окружающей среды при добыче нефти/ Хаустов, А. П., Редина, М. М. Издательство: «Дело», 2006. 552 с.
- ἔλαιον. Liddell, Henry George; Scott, Robert; A Greek–English Lexicon at the Perseus Project.
- Брагинский, О. Б. Нефтегазовый комплекс мира/ Брагинский О. Б. – М: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2006. 640 с.
- Алекперов, В.Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее /Алекперов В.Ю. М.: Креативная экономика, 2011. – 432 с.
Комментарии