Организация стран – экспортёров нефти
ОПЕК является русской аббревиатурой OPEC – The Organization of the Petroleum Exporting Countries, что в переводе означает Организация стран – экспортеров нефти.
Она была основана в 1960 году, и в настоящее время её действительными членами являются следующие государства:
- Саудовская Аравия.
- ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты).
- Кувейт.
- Катар.
- Венесуела.
- Эквадор.
- Алжир.
- Иран.
- Ирак.
- Ливия.
- Нигерия.
Поскольку страны – экспортеры нефти, входящие в этот картель, добывают почти половину всей мировой нефти, ОПЕК способна существенно влиять на нефтяные котировки. 40 процентов общемирового экспорта черного золота приходится на долю этого картеля. В 1962-ом году ОПЕК был зарегистрирован ООН как полноправная межправительственная организация.
Цели ОПЕК
Основные цели этой организации:
- унификация нефтяной политики и координация совместных действий стран-членов;
- организация эффективной индивидуальной и коллективной защиты их коммерческих интересов;
- контроль стабильности мировых нефтяных цен;
- обеспечение соблюдения следующих интересов стран, входящих в картель, а именно:
- поддержание устойчивого уровня доходов;
- эффективное, рентабельное и регулярное снабжение потребителей добываемой продукцией;
- справедливое распределение получаемых от инвестиций в нефтяную отрасль доходов;
- охрана окружающей среды.
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | организация сотрудничества с тему нефтяными государствами, которые не являются действительными членами ОПЕК для эффективной реализации стратегических инициатив, призванных стабилизировать мировой нефтяной рынок |
Полноправными членами этой организации являются страны – основатели ОПЕК. Для вступления в эту организацию других нефтедобывающих стран они должны подать заявки, которые рассматриваются на конференции и могут быть либо одобрены, либо отклонены. Для вступления в ОПЕК заявку должны поддержать не менее трех четвертей её действительных членов.
Структура ОПЕК
Высшим органом этой организации является Конференция министров стран-ленов. Кроме того, текущее управление осуществляет Совет директоров, который представлен одним делегатом от каждого государства.
Конференция намечает основные политические направления ОПЕК, а также устанавливает пути реализации политики картеля и определяет средства, необходимые для её практического воплощения. Кроме того, этот орган управления рассматривает доклады и рекомендации, которые предоставляет Совет директоров, а также утверждает бюджеты, необходимые для реализации проводимой политики. По поручению Конференции Совет директоров готовит рекомендационные доклады по всем вопросам, которые, так или иначе, представляют интерес для ОПЕК.
Совет директоров (управляющих) также назначается Конференцией. В него, как правило, входят министры нефти, нефтяной промышленности или энергетики стран-членов ОПЕК. Также на Конференции выбирается президент и назначается генеральный секретарь картеля.
Секретариат подчиняется Совету директоров. Генеральный секретарь – это высшее должностное лицо этой организации и её официальный полномочный представитель. Он также руководит Секретариатом ОПЕК.
Его основная задача – организация текущей работы и руководство ею. В настоящее время (начиная с 2007-го года) этот пост занимает Абдалла Салем аль-Бадри. Секретариат ОПЕК состоит из трех департаментов.
В структуре этой организации есть специальная экономическая комиссия, в ведении которой – все вопросы, касающиеся стабильности мировых рынков нефти и соблюдения справедливого уровня цен.
Для того, чтобы нефть ОПЕК сохраняла свое глобальное стратегическое значение как первостепенный энергоресурс (основная задача ОПЕК), эта комиссия постоянно мониторит все изменения, происходящие на мировых энергетических рынках, и регулярно приносит новости в Конференцию об их характере и возможных причинах.
История ОПЕК
Начиная со дня своего основания (1960-ый год) главной своей задачей ОПЕК поставила выработку и последующее представление единой позиции всех стран, входящих в неё, для того, чтобы ограничить влияние крупнейших мировых нефтяных корпораций на рынок.
Однако в реальности организация до 1973-го года не смогла изменить расстановку сил на этом рынке. Существенные изменения в эту расстановку внес внезапно вспыхнувший в 1973-ем году вооруженный конфликт, в которой, с одной стороны, участвовали Сирия и Египет, а с другой – Израиль.
Активная поддержка Соединенных Штатов позволила Израилю достаточно быстро вернуть себе потерянные территории, в результате чего в ноябре стороны подписали соглашение о прекращении военных действий.
В октябре того же 1973-го года страны ОПЕК выступили против проводимой Штатами политики и ввели эмбарго на продажу нефти этой стране, одновременно подняв на 70 процентов отпускные цены на нефть для тех западноевропейских стран, которые выступали в качестве союзников США.
За одну эти новости подняли стоимость барреля черного золота с 3-х долларов США до 5,11. В январе 1974 года организация еще увеличила цену – до 11,65 американских долларов за баррель. Все эти события произошли в тот момент, когда уже 85 процентов американцев не могли себя представить без личного автомобиля.
Несмотря на введенные президентом Никсоном жесткие меры по ограничению использования энергоресурсов, внутренняя экономическая ситуация резко ухудшилась. На Западе наступил серьезный спад экономического развития. На пике этого кризиса галлон бензина в США вместо 30-ти центов стал стоить 1,2 доллара.
Уолл Стрит на эти новости отреагировал мгновенно. С одной стороны, волна суперприбылей резко подняла цены на акции нефтедобывающих компаний, а с другой – все остальные акции подешевели к конце 1973-го в среднем на 15-ть процентов.
Индекс Доу Джонса за этот временной промежуток упал с 962-х до 822-х пунктов. Несмотря на то, что в марте 1974-го эмбарго против Соединенных Штатов сняли, последствия этого решения ОПЕК еще долго не удавалось гладить. Доу Джонс падал в течение следующих двух лет, и за период с 1973-го до декабря 1974-го снизился на 45 процентов – с 1051-го до 577-ми пунктов.
В пику кризису западной экономики, нефтяные доходы основных арабских нефтедобывающих государств в это же время росли очень быстрыми темпами.
К примеру, Саудовская Аравия увеличила свою прибыль с 4 миллиардов 350 миллионов до 36 миллиардов долларов. Для Кувейта этот показатель скакнул с 1,7 миллиарда до 9,2, а в Ираке – с 1,8 до 23,6 миллиардов американских долларов.
Огромные доходы от продажи черного золота привели к тому, что в 1976-ом ОПЕК создает в своей структуре Фонд международного развития, который представлял из себя мощный финансовый институт, целью которого стало финансирование дальнейшего развития отрасли.
Штаб-квартира этого Фонда была организована в Вене (так же, как штаб-квартира ОПЕК). Основной задачей этого Фонда стало организация всемерного содействия для обеспечения сотрудничества между странами ОПЕК и другими развивающимися государствами.
Фонд ОПЕК выдает займы на льготных условиях, и делятся эти займы на три вида:
- для реализации одобренных ОПЕК проектов;
- для воплощения в жизнь государственных программ развития нефтяной отрасли;
- для поддержания платежного баланса.
Материальные ресурсы, которыми распоряжается Фонд, состоят из взносов, которые добровольно вносят государства-члены организации, а также из прибылей, получаемых в результате инвестиционной и кредитной деятельности самого Фонда.
Конец 70-х годов прошлого века ознаменовался сокращением мирового потребления нефтепродуктов, и тому было несколько причин.
Во-первых, на мировом нефтяном рынке активизировались страны, не являющиеся членами ОПЕК.
Во-вторых, на потребление энергоресурсов сильно повлиял экономический спад в западных странах.
В-третьих, усилия по уменьшению потребления энергоресурсов стали давать свои плоды.
Дошло до того, что США, крайне обеспокоенные высокой активностью Советского Союза в этом регионе (особенно – после того, как советские войска вошли в Афганистан), во избежание возможных экономических потрясений в нефтедобывающих странах пригрозил использованием военной силы, если ситуация с поставками нефти повториться. Все это привело к постепенному снижению нефтяных котировок.
Несмотря на все принимаемые меры, 1978 год стал годом второго нефтяного кризиса, главными причинами которого были революция в Иране и мощный политический резонанс, вызванный израильско-египетскими договоренностями, достигнутыми в Кемп-Девиде. В 1981-ом стоимость барреля достигла отметки 40 долларов.
Наиболее полно слабость ОПЕК стала видна в начале 80-х годов двадцатого столетия, когда полномасштабное освоение новых месторождений черного золота в странах, не входящих в картель, а также широкое повсеместное внедрение энергосберегающих технологий и общая стагнация мировой экономики резко уменьшила спрос на это сырье в наиболее развитых с промышленной точки зрения странах. Результат – практически двукратное падение цен на нефть.
В течение последовавших за этим пяти лет на рынке было все спокойно, и нефтяная цена плавно снижалась.
Все изменил декабрь 85-го, когда добыча нефти странами ОПЕК резко возросла (до 18-ти миллионов баррелей в сутки). Это было началом настоящей ценовой войны, которую спровоцировала Саудовская Аравия.
В результате этого процесса нефтяные котировки всего за несколько месяцев рухнули более, чем вдвое – с 27-ми американских долларов за баррель до 12-ти.
Следующий нефтяной кризис начался в 1990-ом.
В августе этого года Ирак напал на Кувейт, что привело к резкому скачку нефтяных цен – с июльских 19-ти долларов до октябрьских 36-ти. Стоит сказать, что потом цены на нефть вернулись на свой прежний уровень, причем еще до того, как США начали военную операцию “Буря в пустыне”, которая привела к поражению Ирака и закончилась экономической блокадой этого государства.
Несмотря на то, что в большинстве стран-членов ОПЕК постоянно наблюдалось перепроизводство черного золота, и на то, что конкуренция со стороны не входящих в картель стран на рынке нефти значительно возросла, нефтяные котировки в течение 90-х годов были достаточно стабильны (если сравнивать резкие колебания восьмидесятых).
Очередное падение стоимости барреля началось в самом конце 1997-го, что привело к крупнейшему за всю историю нефтяному мировому кризису 1998-го.
Многие эксперты обвиняют в этом кризисе как раз ОПЕК, которая в ноябре 1997-го на своей конференции в Джакарте приняла решение об увеличении уровня нефтедобычи, в результате чего организация вроде как экспортировала дополнительные нефтяные объемы, и цены на нефть резко пошли вниз. Однако, в защиту ОПЕК стоит сказать, что совместные усилия этой организации и не входящих в неё нефтедобывающих государств, предпринятые в 1998-ом году, дали возможность предотвратить дальнейший обвал мировых цен. Если бы не эти меры, многие аналитики сходятся на том, что черное золото могло подешеветь до 6-ти – 7-ми долларов за баррель.
Кризис, начавшийся в конце 2014-го и продолжающийся до сих пор, вынудил ОПЕК вновь сесть за стол переговоров с прочими нефтедобывающими державами. Принятое этой организацией решение ограничить экспорт нефти в 2016-ом году, перенесенное и на 2017-ый, и сокращение объемов добычи благотворно сказалось на нефтяных котировках, хотя говорить об окончательной стабилизации рынка энергоресурсов пока рановато.
Современные проблемы ОПЕК
Проблемой этой организации является наличие у её членов противоположных интересов.
К примеру, Саудовская Аравия и прочие государства Аравийского полуострова – малонаселенные, однако их нефтяные запасы – огромны, что привлекает крупных западных инвесторов. Другие страны-члены картеля, такие, как Нигерия, обладают гораздо большей численностью населения, в результате чего многие решения ОПЕК приводят к снижению уровня жизни в этих странах, а также заставляют их залезать в долги.
Вторая проблема более интересна – «куда девать получаемые деньги»?
Грамотно распорядиться огромными нефтяными доходами (как это сделали, например, ОАЭ) достаточно непросто. Многие правительства стран ОПЕК затевали различные «стройки века» «во славу своих народов», однако эти проекты не всегда были разумным вложением капиталов.
Третья и главная проблема – технологическая отсталость государств картеля.
Решить эту проблему могли бы урбанизация и индустриализация, и шаги в этом направлении уже предпринимаются.
Четвертая проблема – отсутствие квалифицированных национальных кадров.
Внедрение новых современных технологий должно осуществляться высококвалифицированными профессионалами, а их в странах картеля подчас просто нет. Проблема решается с помощью иностранных специалистов, однако это порождает массу противоречий, которые постепенно усиливаются по мере развития общества.
Все одиннадцать государств ОПЕК сильно зависят от нефтяных доходов, кроме, пожалуй, ОАЭ, в которых их доля в бюджете постепенно снижается. В настоящее время доля бюджетных доходов в Арабских Эмиратах от экспорта нефти составляет менее 30-ти процентов, а в Нигерии этот показатель находится на уровне 97 процентов, поэтому эта страна экспортирует почти всю добываемую у себя нефть. Диверсификация экономики и снижение зависимости от «нефтяной иглы» – вот путь, который может помочь развитию стран, для которых экспорт нефти и газа зачастую является единственным источником пополнения казны.
YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your <a href="/youtube/v3/getting-started#quota">quota</a>.
Список используемой литературы:
- Нефть - Википедия
- Хаустов, А. П. Охрана окружающей среды при добыче нефти/ Хаустов, А. П., Редина, М. М. Издательство: «Дело», 2006. 552 с.
- ἔλαιον. Liddell, Henry George; Scott, Robert; A Greek–English Lexicon at the Perseus Project.
- Брагинский, О. Б. Нефтегазовый комплекс мира/ Брагинский О. Б. – М: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2006. 640 с.
- Алекперов, В.Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее /Алекперов В.Ю. М.: Креативная экономика, 2011. – 432 с.
- Иголкин, А. Русская нефть, о которой мы так мало знаем/ Иголкин А., Горжалцан Ю. Издательство: «Олимп-Бизнес», 2003. 184 с.