Основные способы перевозки нефтепродуктов

Современное развитие экономики немыслимо без нефти и нефтепродуктов. Бесперебойная и эффективная  работа предприятий практически всех  народнохозяйственных отраслей напрямую зависит от их своевременных и регулярных поставок, поэтому транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья имеют первостепенное значение.

Доставляют их с помощью следующих видов транспорта:

  • железнодорожного;
  • водного;
  • автомобильного;
  • трубопроводного.

Для дальнейшего хранения и отпуска нефтепродуктов используются нефтебазы и  топливозаправочные  станции.

Какая бы организация транспортировки не использовалась, цель всегда одна – минимизация затрат и сроков перевозки, а также обеспечение её максимальной рациональности.

Перевозка нефтепродуктов

Выбор вида транспорта зависит от местоположения потребителей, предприятий нефтепереработки и нефтепромыслов, степени развития тех или иных путей сообщения и объема перевозимого груза. В процессе выбора также учитываются основные  преимущества и главные недостатки данного вида. К примеру, основным преимуществом водной транспортировки является её дешевизна (по сравнению с ж/д и автоперевозкой), а недостатком – сезонность (только в период навигации).

Нередко бесперебойность доставки можно обеспечить лишь с помощью использования нескольких видов транспорта. Особенно это касается перевозок на большие расстояния. Такой вид транспортировки называется смешанным.

Железнодорожные перевозки нефтепродуктов

Железнодорожный транспорт подходит для доставки любых видов нефти и продуктов её переработки. Его доля в общем объеме перевозок составляет порядка 40-ка процентов. Перевозка нефтепродуктов в основном осуществляется в вагонах-цистернах, и лишь небольшую часть таких грузов (примерно 2 процента) транспортируют в более мелкой таре (бидоны, бочки и контейнеры). Для перевозки некоторых видов смазок и масел, а также небольших партий нефтепродуктов применяют крытые вагоны.

Главное достоинство железнодорожного транспорта – его всесезонность, поэтому большая часть распределительных нефтебаз размещена на железнодорожных магистралях.

Основными недостатками являются:

  • большие материальные затраты на  строительство новых и эксплуатацию существующих путей;
  • достаточно высокая стоимость  перевозки (цена – дороже в 2-4 раза, чем  водным или трубопроводным путем).

Нефтяная ж/д цистерна может перевозить 25-ть, 50-т, 60-т, 90 и 120 тонн. Самые распространенные объемы – 50 и 60 м3. Из таких вагонов формируются поезда, которые называются  наливные маршруты. Каждая цистерна оборудована универсальным сливным устройством, которое устанавливается в её нижней части для обеспечения полного слива содержимого.  Чтобы ограничивать максимально допустимое давление в перевозящих углеводороды  ж/д  цистернах, из-за которого при транспортировке может возникнуть опасное напряжение стенок её котла, используются предохранительные клапаны пружинного типа.

При перевозках застывающих нефтепродуктов с высокой вязкостью (темные мазуты и светлые фракции), такие вагоны оборудуют либо внутренними устройствами подогрева, либо наружными паровыми обогревателями.

При перевозках битума, который относится к тугоплавким продуктам, используют специальные бункерные полувагоны.  Их конструкцию представляют четыре закрепленных на раме бункера, оборудованных  паровой рубашкой. Объем каждого составляет 11,8 м3. Эти бункеры легко опрокидываются, а затвердевший битум высыпается на место разгрузки, после чего бункер также легко возвращается в исходное положение.

embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=I1lSrADB6XY[/embedyt]

При контейнерных перевозках нефтепродуктов используются маленькие цистерны по 2,5 и 5 тонн. Их закрепляют на платформах, а по прибытии на место перегружают с помощью крана на грузовые автомашины. Так в основном транспортируют смазки и масла. Так как эти продукты относятся к высоковязким, контейнеры также оборудуются паровыми устройствами подогрева.

Погрузка/разгрузка перевозимых нефтепродуктов в цистерны  производится с помощью специальных сливно-наливных эстакад, куда вагоны попадают по проложенным на нефтебазу подъездным путям с ближайшей станции.

Такие пути по типу операций разделяются на:

Полезная информация
1основные, на которых производится подача для  приема/отпуска
2вспомогательные, которые предназначены для погрузки/разгрузки тарированных нефтепродуктов и прочих вспомогательных материалов
3обгонные, которые используют при маневровых работах

Основные подъездные пути вместе со  сливоналивными эстакадами называются  сливно-наливным фронтом.

Регламентируют ж/д перевозки  «Правила перевозки нефтепродуктов», устанавливаемые Министерством путей сообщения и РЖД. Эти правила прописывают порядок формирования наливных маршрутов, основные условия перевозок таких грузов, порядок подачи  маршрутов на эстакады, правила сдачи заполненных маршрутов ж/д службам, а также нормируют время, отводимое на погрузочно-разгрузочные работы, и устанавливают требования технической эксплуатации.

Транспортировка нефтепродуктов водным транспортом

Транспортировка нефти и нефтепродуктов таким путем является весьма экономичной.

Водный транспорт бывает морским и речным и работает как внутри страны, так и на экспорт. Его доля в общем объеме  нефтеперевозок составляет примерно 13 процентов.

Если сравнивать с железной дорогой, то при такой транспортировке расходуется гораздо меньше топлива на единицу перевозимого груза, задействовано меньшее количество персонала и меньше затраты металла на единицу грузоподъемности.  Кроме того, этот вид доставки характеризуется  небольшой собственной массой транспортного средства по отношению к весу  транспортируемого груза. В связи с этими преимуществами и получается приемлемая цена доставки.

Внутри нашей страны морской транспорт нефтепродуктов используется  в Черном,  Каспийском, Азовском, Охотском,  Японском и Балтийском морях.

Основное преимущество  морского транспорта  – это низкая себестоимость доставки, которая обеспечивается использованием большегрузных судов при транспортировке на большие расстояния.

Перевозка нефтепродуктов

Железнодорожные перевозки нефтепродуктов

Речной транспорт используется для доставки нефтепродуктов на те нефтебазы, у которых есть выход к реке. Общая длина российских судоходных рек 0 примерно  150 тысяч километров.

Достоинством  речного транспорта является  высокая пропускная способность водного пути, а также  возможность передислокации флота с одного речного бассейна на другой. В некоторых регионах нашей страны (Якутия, Тюменская,  Новосибирская и Омская области) речной транспорт – основной способ нефтеперевозок.

Главный недостаток речного транспорта заключается в том, что его нельзя использовать в зимний период. Это вызывает необходимость создавать межнавигационные нефтяные запасы, для которых нужны большие резервуары. Еще одним недостатком такого транспорта является несовпадение географического положения речной сети с основными нефтяными грузопотоками, в результате чего увеличивается  расстояние доставки. Кроме того, скорость речной транспортировки довольно мала, если сравнивать её с прочими видами перевозок.

Нефтеналивные суда делятся на:

  • морские;
  • речные;
  • озерные;
  • суда смешанного плавания.

По способу передвижения они делятся на самоходные и несамоходные. Самоходные называются танкерами. В них есть свое машинное отделение. Несамоходные называются баржами. Их движение обеспечивается буксирами различных мощностей.

Прием и слив жидких углеводородов в нефтеналивных судах обеспечивает  система трубопроводов, которые соединены с насосами, расположенными в машинном отделении. В момент приёма важно полностью залить емкости (танки) судна. Это позволяет  избежать  самопроизвольного смещения нефтепродуктов в процессе  перекачки танкера, а такие перемещения могут вызывать сильные  гидравлические удары, которые могут нарушить прочность и целостность  стенок.

Озерные и речные суда по сравнению с морскими обладают гораздо меньшей осадкой, поскольку глубины этих водных артерий довольно малы. Вследствие этого их грузоподъемность гораздо меньше (обычно – от 10-ти до 12-ти тысяч тонн).

Большие  танкеры лишены возможности причалить к берегу, поэтому обычно стоят на рейде. Нефтепродукты с них перегружаются на специальные  лихтеры грузоподъемностью до 100 тонн. Лихтеры также делятся на самоходные и буксируемые.

Вязкие нефтепродукты перевозят  баржами с паровыми подогревателями,  пар для которых  подается либо с буксира, либо  специальными плавучими насосными станциями.

На сегодняшний момент все чаще применяют смешанную транспортировку. Её осуществляют при помощи специальных судов смешанного плавания –  нефтерудовозов. Такие суда могут перевозить как нефть и продукты её переработки, так и рудные грузы.  Основным достоинством таких судов является отсутствие  «холостых» пробегов, которые неизбежны при использовании рудовозов или  танкеров. Например, доставив нефть в Швецию , обратно такое судно привезет руду.

Этот транспорт регулируют «Правила перевозки нефтепродуктов», устанавливаемыми Министерством морского и речного флота РФ.

Автомобильные перевозки нефтепродуктов

Такой вид транспортировки применяется в основном для доставки продуктов с  нефтебаз конечному потребителю. Также его применят в тех районах, куда нельзя перевезти груз ни ж/д,  ни водным транспортом.

Доставка осуществляется с помощью  автомобильных цистерн. Кроме того, распространены  контейнерные перевозки, а также перевозки в мелкой таре (бочки, канистры, бидоны и так далее).

Автоцистерны оборудуются патрубком для приема продукта, дыхательным клапаном для регулировки давления, указателем уровня, клиновой задвижкой для слива, а также  двумя шлангами  и механическим насосом. Максимальный объем перевозимого груза – 25 м3.

Перевозка нефтепродуктов

Автомобильные перевозки нефтепродуктов

В целях пожаробезопасности   такие  автомобили оборудуют огнетушителями и заземляющими устройствами. Требования к транспортным средствам при таких перевозках – самые жесткие.

Если автоцистерна оборудована комплектом насосного оборудования для раздачи топлива, то она называется автотопливозаправщик.

Его назначение – мобильная заправки автомашин, сельхозтехники  и самолетов.

Автомаслозаправщики используются для перевозки масел и заправки ими различных видов транспорта. Для нагрева масел они имеют подогреватели.

Контейнер – это ёмкость небольшого объема (от одного до пяти м3). Доставка такими контейнерами происходит без перекачки с помощью кранов. Такая доставка удобна в условиях отдаленных районов, где необходимо организация  полевых складов нефтепродуктов.

Мелкая тара – в основном бидоны и бочки.

Магистральный трубопроводный  транспорт нефти и нефтепродуктов

Любой трубопровод диаметром больше 219 миллиметров и длиной больше 50-ти километров называется магистральным.

Магистральные трубопроводы делятся на:

  • нефтепроводы (транспорт нефти);
  • нефтепродуктопроводы (транспорт жидких нефтепродуктов).

Магистральные трубопроводы могут иметь диаметр до  1620 миллиметров, и выдерживать давление до 100 атмосфер.

Их основное назначение – доставка нефти и нефтепродуктов от мест  их добычи, хранения или изготовления до  нефтебаз, наливных пунктов  и промышленных предприятий.

Такие трубопроводы по своим диаметрам делятся на следующие классы:

  • I класс – диаметр от 1000 до 1620 миллиметров;
  • II класс – от 500 до 1000 мм;
  • III класс – от 300 до 500 мм;
  • IV класс — меньше 300 мм.

Все нефте- и нефтепродуктопроводы имеют одинаковый принцип своего устройства – это сам трубопровода и ряд насосных станций.  Различия есть только в отдельных элементах технологических схем.

К основным сооружениям магистрального трубопровода относятся:

  • головная станция перекачки, расположенная в районе нефтедобычи (служит для первого поступления продукта в трубу);
  • промежуточные станции перекачки, которые двигают продукт по трубам;
  • нефтебаза, где хранится нефть перед поставкой потребителю;
  • сам трубопровод со всеми своими ответвлениями.
  • линейные трубопроводные сооружения (аварийно-ремонтные пункты, станции и оборудование для линейной,  устройства коррозионной защиты, трассовые линии электропередач и так далее).

Практикуют две системы перекачки по нефтепроводам – постанционная и транзитная.

Для постанционной характерно использование резервуаров промежуточных насосных станций с полным его наполнением. Только после этого  нефть или нефтепродукт из него передается на следующую насосную станцию.  Такая перекачка значительно дороже,  и применяется только в  случаях:

  • проведения работ по наладке трубопровода;
  • определения пропускной способности каждого  перегона и так далее.

Перевозка нефтепродуктов

Транзитный способ является основным.

Он подразумевает немедленное  всасывание продукта из резервуара для передачи на следующую насосную станцию. Другими словами, резервуар одновременно работает и на прием, и на отпуск  продукта.

Транзитная перекачка бывает:

  • через резервуар;
  • с подключенным резервуаром;
  • напрямую – из насоса в насос.

В качестве перекачивающего оборудования  самым эффективным являются насосы центробежного типа, поскольку их легко синхронизировать и регулировать с помощью автоматики. Помимо этого, по сравнению с поршневыми типами, такие насосы не повышают давление до опасных значений даже в случае полного закрытия задвижки.

Рейтинг автора
3
Автор статьи
Владимир Хомутко
Написано статей
11
Основные способы перевозки нефтепродуктов
Оцените статью: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Комментарии
    Асылхан Ответить
    22.05.2018 - 10:53

    Вы можете мне организовать перевозку нефтепродуктов?

      01.06.2018 - 12:12

      Здравствуйте, Асылхан! Мы не занимаемся перевозкой нефтепродуктов, мы СМИ, которое пишет о нефтяной сфере.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх!