Основные способы перевозки нефтепродуктов
Современное развитие экономики немыслимо без нефти и нефтепродуктов. Бесперебойная и эффективная работа предприятий практически всех народнохозяйственных отраслей напрямую зависит от их своевременных и регулярных поставок, поэтому транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья имеют первостепенное значение.

Доставляют их с помощью следующих видов транспорта:
- железнодорожного;
- водного;
- автомобильного;
- трубопроводного.
Для дальнейшего хранения и отпуска нефтепродуктов используются нефтебазы и топливозаправочные станции.
Какая бы организация транспортировки не использовалась, цель всегда одна – минимизация затрат и сроков перевозки, а также обеспечение её максимальной рациональности.
Выбор вида транспорта зависит от местоположения потребителей, предприятий нефтепереработки и нефтепромыслов, степени развития тех или иных путей сообщения и объема перевозимого груза. В процессе выбора также учитываются основные преимущества и главные недостатки данного вида. К примеру, основным преимуществом водной транспортировки является её дешевизна (по сравнению с ж/д и автоперевозкой), а недостатком – сезонность (только в период навигации).
Нередко бесперебойность доставки можно обеспечить лишь с помощью использования нескольких видов транспорта. Особенно это касается перевозок на большие расстояния. Такой вид транспортировки называется смешанным.
Железнодорожные перевозки нефтепродуктов
Железнодорожный транспорт подходит для доставки любых видов нефти и продуктов её переработки. Его доля в общем объеме перевозок составляет порядка 40-ка процентов. Перевозка нефтепродуктов в основном осуществляется в вагонах-цистернах, и лишь небольшую часть таких грузов (примерно 2 процента) транспортируют в более мелкой таре (бидоны, бочки и контейнеры). Для перевозки некоторых видов смазок и масел, а также небольших партий нефтепродуктов применяют крытые вагоны.
Главное достоинство железнодорожного транспорта – его всесезонность, поэтому большая часть распределительных нефтебаз размещена на железнодорожных магистралях.
Основными недостатками являются:
- большие материальные затраты на строительство новых и эксплуатацию существующих путей;
- достаточно высокая стоимость перевозки (цена – дороже в 2-4 раза, чем водным или трубопроводным путем).
Нефтяная ж/д цистерна может перевозить 25-ть, 50-т, 60-т, 90 и 120 тонн. Самые распространенные объемы – 50 и 60 м3. Из таких вагонов формируются поезда, которые называются наливные маршруты. Каждая цистерна оборудована универсальным сливным устройством, которое устанавливается в её нижней части для обеспечения полного слива содержимого. Чтобы ограничивать максимально допустимое давление в перевозящих углеводороды ж/д цистернах, из-за которого при транспортировке может возникнуть опасное напряжение стенок её котла, используются предохранительные клапаны пружинного типа.
При перевозках застывающих нефтепродуктов с высокой вязкостью (темные мазуты и светлые фракции), такие вагоны оборудуют либо внутренними устройствами подогрева, либо наружными паровыми обогревателями.
При перевозках битума, который относится к тугоплавким продуктам, используют специальные бункерные полувагоны. Их конструкцию представляют четыре закрепленных на раме бункера, оборудованных паровой рубашкой. Объем каждого составляет 11,8 м3. Эти бункеры легко опрокидываются, а затвердевший битум высыпается на место разгрузки, после чего бункер также легко возвращается в исходное положение.
При контейнерных перевозках нефтепродуктов используются маленькие цистерны по 2,5 и 5 тонн. Их закрепляют на платформах, а по прибытии на место перегружают с помощью крана на грузовые автомашины. Так в основном транспортируют смазки и масла. Так как эти продукты относятся к высоковязким, контейнеры также оборудуются паровыми устройствами подогрева.
Погрузка/разгрузка перевозимых нефтепродуктов в цистерны производится с помощью специальных сливно-наливных эстакад, куда вагоны попадают по проложенным на нефтебазу подъездным путям с ближайшей станции.
Такие пути по типу операций разделяются на:
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | основные, на которых производится подача для приема/отпуска |
2 | вспомогательные, которые предназначены для погрузки/разгрузки тарированных нефтепродуктов и прочих вспомогательных материалов |
3 | обгонные, которые используют при маневровых работах |
Основные подъездные пути вместе со сливоналивными эстакадами называются сливно-наливным фронтом.
Регламентируют ж/д перевозки «Правила перевозки нефтепродуктов», устанавливаемые Министерством путей сообщения и РЖД. Эти правила прописывают порядок формирования наливных маршрутов, основные условия перевозок таких грузов, порядок подачи маршрутов на эстакады, правила сдачи заполненных маршрутов ж/д службам, а также нормируют время, отводимое на погрузочно-разгрузочные работы, и устанавливают требования технической эксплуатации.
Транспортировка нефтепродуктов водным транспортом
Транспортировка нефти и нефтепродуктов таким путем является весьма экономичной.
Водный транспорт бывает морским и речным и работает как внутри страны, так и на экспорт. Его доля в общем объеме нефтеперевозок составляет примерно 13 процентов.
Если сравнивать с железной дорогой, то при такой транспортировке расходуется гораздо меньше топлива на единицу перевозимого груза, задействовано меньшее количество персонала и меньше затраты металла на единицу грузоподъемности. Кроме того, этот вид доставки характеризуется небольшой собственной массой транспортного средства по отношению к весу транспортируемого груза. В связи с этими преимуществами и получается приемлемая цена доставки.
Внутри нашей страны морской транспорт нефтепродуктов используется в Черном, Каспийском, Азовском, Охотском, Японском и Балтийском морях.
Основное преимущество морского транспорта – это низкая себестоимость доставки, которая обеспечивается использованием большегрузных судов при транспортировке на большие расстояния.
Речной транспорт используется для доставки нефтепродуктов на те нефтебазы, у которых есть выход к реке. Общая длина российских судоходных рек 0 примерно 150 тысяч километров.
Достоинством речного транспорта является высокая пропускная способность водного пути, а также возможность передислокации флота с одного речного бассейна на другой. В некоторых регионах нашей страны (Якутия, Тюменская, Новосибирская и Омская области) речной транспорт – основной способ нефтеперевозок.
Главный недостаток речного транспорта заключается в том, что его нельзя использовать в зимний период. Это вызывает необходимость создавать межнавигационные нефтяные запасы, для которых нужны большие резервуары. Еще одним недостатком такого транспорта является несовпадение географического положения речной сети с основными нефтяными грузопотоками, в результате чего увеличивается расстояние доставки. Кроме того, скорость речной транспортировки довольно мала, если сравнивать её с прочими видами перевозок.
Нефтеналивные суда делятся на:
- морские;
- речные;
- озерные;
- суда смешанного плавания.
По способу передвижения они делятся на самоходные и несамоходные. Самоходные называются танкерами. В них есть свое машинное отделение. Несамоходные называются баржами. Их движение обеспечивается буксирами различных мощностей.
Прием и слив жидких углеводородов в нефтеналивных судах обеспечивает система трубопроводов, которые соединены с насосами, расположенными в машинном отделении. В момент приёма важно полностью залить емкости (танки) судна. Это позволяет избежать самопроизвольного смещения нефтепродуктов в процессе перекачки танкера, а такие перемещения могут вызывать сильные гидравлические удары, которые могут нарушить прочность и целостность стенок.
Озерные и речные суда по сравнению с морскими обладают гораздо меньшей осадкой, поскольку глубины этих водных артерий довольно малы. Вследствие этого их грузоподъемность гораздо меньше (обычно – от 10-ти до 12-ти тысяч тонн).
Большие танкеры лишены возможности причалить к берегу, поэтому обычно стоят на рейде. Нефтепродукты с них перегружаются на специальные лихтеры грузоподъемностью до 100 тонн. Лихтеры также делятся на самоходные и буксируемые.
Вязкие нефтепродукты перевозят баржами с паровыми подогревателями, пар для которых подается либо с буксира, либо специальными плавучими насосными станциями.
На сегодняшний момент все чаще применяют смешанную транспортировку. Её осуществляют при помощи специальных судов смешанного плавания – нефтерудовозов. Такие суда могут перевозить как нефть и продукты её переработки, так и рудные грузы. Основным достоинством таких судов является отсутствие «холостых» пробегов, которые неизбежны при использовании рудовозов или танкеров. Например, доставив нефть в Швецию , обратно такое судно привезет руду.
Этот транспорт регулируют «Правила перевозки нефтепродуктов», устанавливаемыми Министерством морского и речного флота РФ.
Автомобильные перевозки нефтепродуктов
Такой вид транспортировки применяется в основном для доставки продуктов с нефтебаз конечному потребителю. Также его применят в тех районах, куда нельзя перевезти груз ни ж/д, ни водным транспортом.
Доставка осуществляется с помощью автомобильных цистерн. Кроме того, распространены контейнерные перевозки, а также перевозки в мелкой таре (бочки, канистры, бидоны и так далее).
Автоцистерны оборудуются патрубком для приема продукта, дыхательным клапаном для регулировки давления, указателем уровня, клиновой задвижкой для слива, а также двумя шлангами и механическим насосом. Максимальный объем перевозимого груза – 25 м3.
В целях пожаробезопасности такие автомобили оборудуют огнетушителями и заземляющими устройствами. Требования к транспортным средствам при таких перевозках – самые жесткие.
Если автоцистерна оборудована комплектом насосного оборудования для раздачи топлива, то она называется автотопливозаправщик.
Его назначение – мобильная заправки автомашин, сельхозтехники и самолетов.
Автомаслозаправщики используются для перевозки масел и заправки ими различных видов транспорта. Для нагрева масел они имеют подогреватели.
Контейнер – это ёмкость небольшого объема (от одного до пяти м3). Доставка такими контейнерами происходит без перекачки с помощью кранов. Такая доставка удобна в условиях отдаленных районов, где необходимо организация полевых складов нефтепродуктов.
Мелкая тара – в основном бидоны и бочки.
Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов
Любой трубопровод диаметром больше 219 миллиметров и длиной больше 50-ти километров называется магистральным.
Магистральные трубопроводы делятся на:
- нефтепроводы (транспорт нефти);
- нефтепродуктопроводы (транспорт жидких нефтепродуктов).
Магистральные трубопроводы могут иметь диаметр до 1620 миллиметров, и выдерживать давление до 100 атмосфер.
Их основное назначение – доставка нефти и нефтепродуктов от мест их добычи, хранения или изготовления до нефтебаз, наливных пунктов и промышленных предприятий.
Такие трубопроводы по своим диаметрам делятся на следующие классы:
- I класс – диаметр от 1000 до 1620 миллиметров;
- II класс – от 500 до 1000 мм;
- III класс – от 300 до 500 мм;
- IV класс — меньше 300 мм.
Все нефте- и нефтепродуктопроводы имеют одинаковый принцип своего устройства – это сам трубопровода и ряд насосных станций. Различия есть только в отдельных элементах технологических схем.
К основным сооружениям магистрального трубопровода относятся:
- головная станция перекачки, расположенная в районе нефтедобычи (служит для первого поступления продукта в трубу);
- промежуточные станции перекачки, которые двигают продукт по трубам;
- нефтебаза, где хранится нефть перед поставкой потребителю;
- сам трубопровод со всеми своими ответвлениями.
- линейные трубопроводные сооружения (аварийно-ремонтные пункты, станции и оборудование для линейной, устройства коррозионной защиты, трассовые линии электропередач и так далее).
Практикуют две системы перекачки по нефтепроводам – постанционная и транзитная.
Для постанционной характерно использование резервуаров промежуточных насосных станций с полным его наполнением. Только после этого нефть или нефтепродукт из него передается на следующую насосную станцию. Такая перекачка значительно дороже, и применяется только в случаях:
- проведения работ по наладке трубопровода;
- определения пропускной способности каждого перегона и так далее.
Транзитный способ является основным.
Он подразумевает немедленное всасывание продукта из резервуара для передачи на следующую насосную станцию. Другими словами, резервуар одновременно работает и на прием, и на отпуск продукта.
Транзитная перекачка бывает:
- через резервуар;
- с подключенным резервуаром;
- напрямую – из насоса в насос.
В качестве перекачивающего оборудования самым эффективным являются насосы центробежного типа, поскольку их легко синхронизировать и регулировать с помощью автоматики. Помимо этого, по сравнению с поршневыми типами, такие насосы не повышают давление до опасных значений даже в случае полного закрытия задвижки.
YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your <a href="/youtube/v3/getting-started#quota">quota</a>.
Список используемой литературы:
- Нефть и Нефтепродукты - Википедия
- Хаустов, А. П. Охрана окружающей среды при добыче нефти/ Хаустов, А. П., Редина, М. М. Издательство: «Дело», 2006. 552 с.
- Эрих В.Н. Химия нефти и газа. — Л.: Химия, 1966. — 280 с. — 15 000 экз.
- "Bavarian Clock Haus and Frankenmuth Clock Company". Frankenmuth Clock Company & Bavarian Clock Haus.
Комментарии