Главные правила хранения нефтепродуктов

Хранение нефти и  нефтепродуктов на нефтебазах в России регламентируют «Правила  технической эксплуатации нефтебаз» (далее – Правила), утвержденные приказом номер 232 Министерства энергетики РФ в июне  2003-го года. В этих Правилах технической эксплуатации прописаны основные требования, которым должны соответствовать прием и отгрузка нефтепродуктов, хранение светлых нефтепродуктов, нефти и её темных фракций, сроки хранения нефтепродуктов и многое другое.

Настоящие Правила используются нефтебазами для составления внутренних нормативных документов и инструкций. Они обязательны для всех существующих, находящихся в процессе строительства или реконструируемых предприятий этого направления всех форм собственности. Основные положения этого нормативного документа мы и рассмотрим в этой статье.

Общие положения

Транспорт и хранение нефти и газа, а также готовых нефтепродуктов являются важными составляющими нефтяной и газовой отрасли. Хранение обеспечивается в основном нефтебазами крупного, среднего и мелкого масштаба.

Хранение нефтепродуктов

Нефтебаза

Режим работы на нефтебазе устанавливается эксплуатирующей её организацией в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, за исполнение которых несет ответственность руководитель предприятия. Ответственным за выполнение требований настоящих Правил на нефтебазе является ее руководитель, а при выполнении отдельных технологических операций (приемка нефтепродуктов, их хранение и распределение, операции отпуска нефтепродуктов на сторону и так далее) ответственность за соблюдение вышеуказанных правил несет производитель работ.

Доставка нефтепродуктов на базу для последующего хранения и распределения может производиться с помощью любого вида транспорта: трубопроводного, железнодорожного, водного и автомобильного.

Все сооружения и здания, а также энергетическое и  технологическое оборудование и вспомогательные устройства нефтебазы необходимо эксплуатировать в строгом соответствии с требованиями, разработанными при проектировании и закрепленными в  проектно-эксплуатационной документации. Если в процессе монтажа, технической проверки или в процессе эксплуатации обнаружены несоответствия этим требованиям, то такое оборудование эксплуатировать нельзя.

Нефтебазы должны быть полностью укомплектованы необходимыми техническими средствами и  материалами, предназначенными для  локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций, а также  для их  предупреждения. Действия персонала предприятия в таких ситуациях регламентируются соответствующими планами, утвержденными руководством нефтебазы.

Надзор и текущий контроль за соблюдением  Правил в установленном порядке ведет Министерство энергетики РФ.

Любая нефтебаза должна иметь в наличии и постоянно вести следующую документацию:

  • техпаспорт нефтебазы;
  • журнал для отражения результатов осмотров  ремонта сооружений,  зданий и оборудования;
  • утвержденные в установленном порядке экологические нормы, регламентирующие  выбросы, сбросы и складирование образующихся в процессе эксплуатации  отходов;
  • при наличии вентиляционных систем – паспорта на них;
  • паспорта на все  резервуары;
  • журнал распоряжений, отражающих все внутрибазовые перекачки и приемки нефтепродуктов;
  • градуировочные таблицы на резервуары;
  • паспорта или формуляры на все используемое в процессе работы  технологическое оборудование.

Для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций (паводки или аварийные разливы) на нефтебазе должен быть создан  резерв материальных ресурсов, объем которых определяется специалистами на основании прогноза возможных последствий таких ситуаций.

На предприятии, обеспечивающем приемку нефтепродуктов, а также их хранение и  отпуск,  необходимо  дополнительно вести учет товарно-материальных ценностей и учет контроля качества хранимых нефтепродуктов.

Эксплуатация базы  нефтепродуктообеспечивающей организацией  должна предусматривать  все необходимые меры  для  недопущения любых загрязнений окружающей среды (почвы, природных вод и атмосферы) вредными веществами сверх установленных законодательством  норм.

Источниками таких загрязнений могут быть:

  • резервуары, заполненные нефтепродуктами;
  • сливоналивные эстакады (как железнодорожные, так и автомобильные);
  • вентиляционные системы зданий, в которых эксплуатируется технологическое оборудование (насосные станции и пункты, химические лаборатории и так далее);
  • очистные сооружения разного рода (нефтеловушки, разделочные резервуары, шламонакопители, пруды-отстойники  и другие);
  • насосные площадки открытого типа для перекачки нефтепродуктов;
  • котельные;
  • недостаточная герметичность коммуникаций и  оборудования;
  • нефтепродуктовые пары, которые образуются в процессе испарения при хранении, отгрузке и приемке нефтепродуктов;
  • продукты газовой природы, выделяющиеся вместе с дымом котельных – диоксиды азота и серы, диоксид углерода и прочие взвешенные вещества.

Для каждой конкретной нефтебазы определяются и в установленном порядке утверждаются нормы ПДВ (предельно-допустимых выбросов) в атмосферу, а также ПДС (предельно-допустимых сбросов) со сточными водами вредных веществ.

За их соблюдением на предприятии должен осуществляться постоянный контроль – либо своими силами, либо с привлечением сторонней сертифицированной организации.

Чтобы минимизировать естественную убыль хранимых нефтепродуктов, в Правилах технической эксплуатации перечислен комплекс мероприятий, выполнение которых позволяет сократить такие потери.

Ниже перечислены основные такие меры с указанием примерного процента сокращения потерь:

Полезная информация
1применение резервуаров понтонной конструкции при большой оборачиваемости в них продуктов – 80-90 процентов
2специальное оборудование резервуаров для хранения светлых нефтепродуктов – 20-30 %
3герметизация дыхательной арматуры и самих резервуаров,  а также проведение своевременного профилактического ремонта запорной арматуры и трубопроводных систем – 30-50 %
4покрытие наружных поверхностей используемых резервуаров материалами, обладающими низким значением коэффициента излучения – 30-50 %
5проведение одновременной окраски внешних и внутренних стенок емкостей – 27-45 %
6применение во время отпуска нефтепродуктов автомобильным транспортом (например, для последующей разгрузки на автозаправочных станциях) автоматизированных устройств нижнего налива – 30-70 %
7герметизация налива с применением рекуперации паров, выделяемых нефтепродуктами – 80 – 90 %

Чтобы предупредить потери нефтепродуктов, возникающие в результате их переливов, необходимо использовать ограничительные устройства, которые автоматически  останавливают подачу нефтепродукта либо после достижения им заданного уровня налива, либо в случае  разгерметизации наливныхкоммуникаций.

Классификация нефтебаз

Нефтебаза, в зависимости от  различных критериев, может быть:

  • по своему назначению:
  1. перевалочной;
  2. распределительной;
  3. базой для  хранения.
Хранение нефтепродуктов

Резервуарный парк

  • по транспортному критерию:
  1. трубопроводной;
  2. железнодорожной;
  3. водной;
  4. глубинной (находящейся на большом расстоянии от основных транспортных путей и снабжаемой автомобильным или воздушным транспортом).
  • общая вместимость и максимальный размер резервуара:
  1. свыше 100 тысяч кубометров – первая категория;
  2. от 20 до 100 тысяч – вторая;
  3. от 10 до 20-ти тысяч (максимальный резервуар – до 5 тысяч м3) – категория три А;
  4. от 2-х до 10-ти тысяч (максимальный резервуар – до 2-х тысяч м3) – три Б;
  5. до 2-х тысяч (максимальный резервуар – до 700 м3) – три В.
  • по объему годового оборота:
  1. более 500 тысяч тонн – первая группа;
  2. от 100 до 500 тысяч тонн – вторая;
  3. от 50-ти до 100 тысяч – третья;
  4. от 20-ти до 50-ти – четвертая;
  5. до 20-ти – пятая группа.

Прием нефтепродуктов и их отпуск

Порядок приема продукции на хранение, её отпуска и проведения прочих операций (отбор и хранение проб нефтепродуктов, внутренние перекачки и так далее) регламентируются внутренними документами предприятия в соответствии с  вышеуказанными Правилами (инструкция по хранению, по приемке и т.п.).

Приемка нефтепродуктов и их отпуск на нефтебазе производится при помощи  специальных устройств слива/налива:

  • в ж/д цистерны – через эстакады, отдельные сливные установки или стояки;
  • в нефтеналивные суда – причальным или  беспричальным способом;
  • в автоцистерны – через наливные станции, эстакады либо через отдельно стоящие стояки;
  • в мелкую тару (бочки, бидоны и так далее) – в  расфасовочных и разливочных;
  • по отводам от нефтепродуктопроводов магистрального назначения.

В целях недопущения смешивания различных  нефтепродуктов во время операций слива/налива каждый продукт необходимо перекачивать через отдельные сливоналивные устройства. Операции по сливу и наливу горючих и легковоспламеняющихся нефтепродуктов, которые имеют 1 и 2 класс опасности, необходимо герметизировать.

Температура отгружаемых нефтепродуктов не должна быть больше установленной стандартом.

Разогретые нефтепродукты с высокой вязкостью необходимо наливать при температурах, которые установлены правилами перевозок грузов (ж/д, водным или автотранспортом) и нормативными документами на конкретный нефтепродукт.

Хранение нефтепродуктов

Резервуар горизонтальный стальной РГС-50

Максимальная скорость приема нефтепродуктов на нефтебазе и их отпуска, обеспечивающая должный уровень безопасности, зависит от:

  • эксплуатационные свойства нефтепродуктов и их физические и химические характеристики;
  • диаметра трубопровода;
  • свойств материалов, из которых изготовлены трубы.

Эта скорость устанавливается в соответствии с рекомендациями по недопущению возникновения опасной электризации.

Все проводимые технологические операции по внутренней перекачке нефтепродуктов должны  отражаться  в журнале распоряжений, связанных с  подготовкой к такой перекачке.

Категорически запрещено:

  • проводить операции слива/налива на водных причалах, ж/д и автомобильных эстакадах во время  грозы и при  скорости ветра от 15-ти метров в секунду включительно:
  • проводить иные работы на резервуарах, ж/д и автоцистернах и прочих высоких конструкциях, если скорость ветра от 12,5 метров в секунду включительно, и/или во время грозы;
  • проводить слив нефтепродуктов и их налив  на причале без предварительно установленных  боновых заграждений, а также без приведения в полную готовность средств для борьбы с пожарами и аварийными разливами;
  • выполнять погрузо-разгрузочные работы с тарными нефтепродуктами портальными и башенными кранами, а также погрузочными мостами, если скорость ветра превышает  12 метров в секунду; всеми остальными погрузо-разгрузочными средствами – от 15 метров в секунду;
  • швартовка нефтеналивных  судов к сливоналивным причалам, а также их   бункеровка, если скорость прижимного ветра больше  7,4 метра в секунду, а отжимного – больше  10 м/с.

Проводить работы на высоте резервуаров, цистерн всех типов и прочих высоких конструкциях при наличии тумана или обледенения, разрешается только с применением дополнительных мер по обеспечению безопасности (посыпка наледей песком, присутствие дублера,  устройство должного освещения, установка ограждений, наличие страховочного пояса и тому подобных мер).

Если температура окружающего воздуха ниже минус 40-ка градусов, или общие погодные условия (ветер + температура) соответствуют этому значению, то работы вне помещений проводить нельзя.

Отпуск нефтепродуктов на АЗС (автозаправочных станциях) при заправке автомобилей нормируется другими документами.

Общие требования к хранению нефтепродуктов

Выбор резервуаров происходит  по результатам технико-экономических расчетов, которые проводятся с учетом конкретного вида нефтепродукта, условий будущей эксплуатации ёмкости и  с учетом минимизации потерь хранимого продукта в результате испарения в процессе  хранения.

Хранение нефтепродуктов

Полуприцеп-цистерна Stokota для перевозки нефтепродуктов

Нефтепродукты различных видов и марок необходимо  храниться в различных  резервуарах. При эксплуатации резервуаров необходимо уделять повышенное внимание их  техническому состоянию, а также  исправности установленного на них оборудования, устройств для защиты от статического электричества и молниезащиты.

При хранении бензинов для минимизации потерь от испарительных процессов следует использовать понтонные конструкции резервуаров, ёмкости с плавающей крышей или резервуары, которые оборудованы газовой обвязкой. Авиационные бензины в ёмкостях с плавающей крышей хранить нельзя.

Запорные устройства резервуаров должны быть в исправном состоянии, а люки емкостей – иметь стойкие к нефтепродуктам и герметичные прокладки.

Замеры массы и уровня, а также забор проб в резервуарах, находящихся под избыточным давлением,  должны проводиться без разгерметизации газового пространства при помощи допущенных к применению измерительных средств.

С целью максимального снижения потерь от испарения необходимо:

  • обеспечение  полной герметичности  крыши резервуара;
  • поддержание в нем проектного давления;
  • перекачку летучих нефтепродуктов между  резервуарами следует проводить только в случае крайней необходимости, и лучше – в ночное время суток;
  • максимальное заполнение резервуара, в котором хранятся продукты с высокой склонностью к испарению;
  • наружная поверхность резервуара должна быть покрыта отражающими материалами светлых цветов;
  • теплоизолировать поверхность резервуара, в котором хранятся  застывающие нефтепродукты.

Производительность опорожнения и наполнения резервуара не может превышать суммарную пропускную способность его  дыхательных и предохранительных клапанов, либо патрубков для вентиляции.

При проведении операций по наполнению и опорожнению резервуаров, оборудованных плавающей крышей или металлическим понтоном, скорость движения такой крыши или понтона в вертикальной плоскости (вверх/вниз)  не должна быль больше:

  • для резервуаров ёмкостью до 700 м3 – 3,5-ой метра в час;
  • свыше  700 м3 – 6-ти метров в час.

Скорость сдвига или горизонтального вращения понтонов и плавучих крыш  для резервуаров объемом менее 700 м3  не должна быть больше  2,5-ой м/ч.

Эти показатели для понтонов, изготовленных из синтетических материалов, указана в их технической документации.

В процессе хранения нефтепродуктов в резервуарных емкостях уровень подтоварной воды не должен превышать минимальный уровень, обеспечиваемый  конструкцией дренажного устройства (примерно  25 миллиметров от дна).

Если температура окружающего воздуха – отрицательная, то нужно по мере необходимости производить слив из резервуара  подтоварной воды, а сифонный сливной кран следует промывать нефтепродуктом и оставлять в боковом положении.

Резервуары для застывающих нефтепродуктов должны быть оборудованы теплоизоляцией и обогревателями, для обеспечения сохранения качества продукта и соблюдения правил пожарной безопасности.

Если меняется марка хранимого нефтепродукта, то резервуары следует подготовить к заполнению в  соответствии с требованиями стандарта.

Хранение нефтепродуктов

Резервуары вертикальные стальные для нефтепродуктов

На территории резервуарного парка не должно быть мусора, сухих листьев и травы. В случае разлива нефтепродуктов на почву его устраняют путем  снятия почвенного слоя до глубины,  которая должна на один – два сантиметра  превышать глубину проникновения  нефтепродукта. Загрязненный грунт помещается в отведенное специально для этих целей место, а полученная  выемка засыпается либо чистым песком, либо  свежим грунтом.

Горючие материалы на территории парка резервуаров складировать запрещено.

Вязкие и застывающие продукты нефтепереработки нуждаются в подогреве для увеличения их текучести и снижения уровня их гидравлического сопротивления.

Хранение нефтепродуктов в таре

Нефтепродукты в таре можно хранить:

  • в  специально оборудованных помещениях;
  • на площадках под навесом;
  • на открытых площадках.

Выбор метода  хранения зависит от климата, вида используемой тары и  физико-химических характеристик продукта.

На открытых площадках запрещено хранение легковоспламеняющихся нефтепродуктов, чья температура 45 градусов и меньше,  а также нефтепродуктов, расфасованных  в деревянную тару. Хранение легковоспламеняющихся  продуктов под навесом разрешается только в исключительных случаях, если на то есть веское обоснование.

Горючие продукты, расфасованные в тару, можно хранить в подземных сооружениях глубиной один этаж.

Предприятия, на которых производится фасовка нефтепродуктов по  металлическим бочкам, должны быть оснащены средствами  автоматизации и  механизации для обработки использованной при транспортировке  тары, а также необходимым оборудованием и инструментом для мелкого и среднего её ремонта. Операции по очистке тары включают в себя:

  • очистку;
  • пропарку;
  • промывку;
  • просушку;
  • окраску (после проверки на герметичность).

Новая металлическая тара должна изнутри быть  покрыта  маслобензостойкими  и паростойкими материалами, с целью обеспечения должного уровня электростатической искробезопасности.

Погрузо-разгрузочные работы в складских помещениях  и открытых площадках для хранения тарных нефтепродуктов должны обеспечиваться средствами механизации.

Капитальные хранилища для  нефтепродуктов в таре должны предусматривать :

  • наличие подъездных путей для автотранспорта и погрузчиков;
  • эстакады для обеспечения погрузки  и выгрузки  тары, заполненной  нефтепродуктами,  из ж/д вагонов;
  • вентиляционную систему, способную обеспечивать двух – трехкратный воздухообмен;
  • наличие не меньше, чем двух ворот или дверей.

Окна хранилищ необходимо защитить металлическими решетками.  Стекла в окнах, направленных на солнечную сторону, следует закрасить белой краской.

Полы в таких складах должны иметь  негорючее покрытие и  уклоны, обеспечивающие сток  разлитых продуктов в спецриемники.

В хранилищах затаренных нефтепродуктов должна быть документация следующего рода:

  • план склада с нанесенной на него схемой расположения штабелей и стеллажей;
  • картотека на хранящиеся продукты;
  • необходимый набор инструкций для персонала.

Металлические бочки должны храниться в лежачем положении, если отверстие для налива расположено на цилиндрической поверхности бочки,  и в стоячем положении, если это отверстие – в дне. Штабель из бочек не должен быть выше пяти ярусов.

Хранение нефтепродуктов

Хранение нефтепродуктов в металлических бочках 200л первый сорт

Нижний ярус необходимо разместить  на деревянных подкладках, толщина которых – не меньше  100 миллиметров.

Порожняя тара, побывавшая в употреблении, должна перед очисткой храниться на площадках открытого типа.

Штабель из порожних бочек не должен быть выше четырех ярусов.

Их горловины необходимо закрыть пробками,  а если у бочек – съемное дно, то необходимо наклеивать на них специальные  прокладки, на которое уже ставиться само съемное дно, стянутое обручем.

Допускается не отапливать склады и хранилища, в которых нормами проектирования внутренняя температура   не нормирована, а также если их внутренняя температура может быть отрицательной.

Полный текст Правил можно посмотреть по ссылке: http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293836/4293836367.htm#i183736

Рейтинг автора
2
Автор статьи
Владимир Хомутко
Написано статей
66
Главные правила хранения нефтепродуктов
Оцените статью: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх!