Требования к автоцистернам для перевозки нефтепродуктов

Дл транспортировки нефти и продуктов её переработки используются различные виды транспорта: трубопроводы, нефтеналивные суда, железнодорожные цистерны. Однако, для доставки такой продукции конечному потребителю ж/д вагоны или суда не используют. Как правило, для этого применяют  автоцистерны для перевозки нефтепродуктов самых разных размеров.

Основные принципы конструкции

Автоцистерны для нефтепродуктов монтируют как на базовых шасси различных грузовых автомобилей (АЦ), так и на прицепы (ПЦ) или полуприцепы (ППЦ), применяя при этом либо  рамную, либо безрамную технологию.

Автоцистерна для перевозки нефтепродуктов

Автоцистерна с резервуаром для транспортировки светлых нефтепродуктов

Полуприцеп-цистерна позволяет получить более высокое значение коэффициента полезного использования объема. Основное назначение таких автоцистерн – это транспортировка, кратковременное хранение и  перекачка светлых и  темных видов нефтепродуктов.

Современные цистерны могут быть оборудованы собственным насосом, или обходятся без него.

В случае наличия собственного насоса его привод служит коробка отбора мощности, устанавливаемая в автомобильном двигателе. В случае использования прицепа или полуприцеп-цистерны нефтяная продукция может сливаться как самотеком, так и при помощи насоса, который ставится на  седельный тягач и оборудуется гидрофицированным приводом.

Автомобильные цистерны могут иметь следующую форму:

  • овальную (эллипсоидную);
  • круглую;
  • прямоугольную (её ещё называют «чемоданная»);
  • трапециевидную.

Однако бывают и цистерны с переменным сечением, как на шасси  прицепа или полуприцепа, так и на одноосном тягаче.

Такая конструкция позволяет более эффективно распределить осевые  нагрузки на базовом полуприцепе  и на седельном тягаче. Устойчивость автомобиля во время транспортировки обеспечивается низким расположением центра тяжести при полной загрузке.

Сосуды автоцистерн, назначение которых – транспортировка нефтепродуктов, делаются из высоколегированных марок сталей.

В стандартный комплект оборудования таких установок могут  входить:

  • насосная установка;
  • запорное устройство (или устройства);
  • трубопроводы, по которым идет  слив и нижнее наполнение сосуда цистерны;
  • трубопроводные магистрали для рекуперации нефтепродуктовых паров;
  • система, которая управляет донными клапанами и так далее.

Основные требования к конструкции

Прочность, безопасность и надежность являются основными критериями, по которым в последнее время работают инженеры-конструкторы автоцистерн для нефтепродуктов.

Большая часть применяемых ими технологических решений направлена на обеспечение высокого уровня безопасности с помощью создания пассивной защиты от воспламенения перевозимого продукта, которое возможно при дорожно-транспортном происшествии или аварии. С этой целью  внутреннюю  часть цистерны, как правило, оснащают специальными волнорезами и  перегородками, хотя это и затрудняет очистку сосуда.

В последние годы сосуды современных нефтеналивных автоцистерн, устанавливаемые на полуприцепы, изготавливают с днищами  торосферической формы. Помимо того, что такая конструкция позволяет повысить прочность, она же и выступает в качестве волнореза. Очистка таких конструкций также не вызывает проблем.

Трубопроводы и коллекторы для слива нефтепродуктов коллекторы в большинстве случаем соединяются при помощи резиновых  компенсаторов. Их основное назначение –  принимать часть нагрузки, возникающей в результате столкновения, на себя, одновременно сохраняя герметичность всей конструкции.

Если внутренний объем цистерны больше 12 кубических метров, то в основном они оборудуются автономными  секциями. В сосудах, чьи размеры позволяют перевозить до 40 тысяч литров, может быть до четырех таких секций.

Это очень удобно не только в плане безопасности и надежности, но и позволяет перевозить на одном автомобиле разные марки нефтепродуктов.

Если продолжить речь о безопасности таких устройств, то весьма оригинальное и эффективное решение используется  в бензовозах, которые производит компания “Бецема”. В их базовой комплектации присутствуют  донные клапаны, в корпусе которых сделана специальная проточка.  При ударе наружная часть с механизмом открывания просто отламывается, а сам донный клапан остается в закрытом состоянии, поскольку время его срабатывания – менее четырех секунд. Кроме того, в таких бензовозах расположенные под низом цистерны  технологический шкаф имеет весьма значительный запас прочности.

При разработке последних модификаций нефтеналивных цистерн  инженеры в последнее время стали уделять повышенное внимание решению такой  проблемы, как  потери перевозимых  нефтепродуктов в процессе их  перекачки.

Автоцистерна для перевозки нефтепродуктов

И это действительно важная задача, поскольку более 70 процентов всех транспортировочных потерь приходится как раз на такие. Проведенный специалистами исследования показали, что естественная убыль нефтепродуктов в процессе испарения при самой перевозке составляет 0,01 килограмма на один кубометр объема, а в процессе сливоналивных работ это значение возрастает до  0,71 килограмма. В масштабах одной перевозки это значение кажется несущественным, однако существуют крупные транспортные компании, которые  в месяц одним полуприцепом перевозят до двух тысяч тонн, и такие потери вырастают до весьма значительных величин.

Эта проблема стоит довольно давно. Ещё в 30-е годы двадцатого столетия  начались разработки и внедрение систем, которые обеспечивали рекуперацию нефтепродуктовых паров во время верхнего налива. Однако эти системы были недостаточно эффективны. Кроме этого, при верхнем способе налива было невозможно обеспечить должный уровень безопасности оператора.

Дои атмосферные осадки, попадая в цистерну, приводили к загрязнению перевозимого продукта.  Проблема была решена с помощью создания системы нижнего налива, и отпуск нефтепродуктов в цистерны стал сопровождаться  значительно меньшими  потерями.

Однако и на этом конструкторы не стали останавливаться.  Следующим шагом стала разработка системы нижнего налива, позволяющая одновременно отводить пары нефтепродуктов при проведении сливоналивных операций.

В настоящее время на автоцистернах применяются современные пароотводящие системы, которые позволяют прямо из сосуда отводить пары в специальный подземный резервуар.   Такие системы минимизировали риск взрыва бензовоза в момент проведения его погрузки или разгрузки.

Кроме этого, безопасность таких бензовозов обеспечивают:

Полезная информация
1устройства, обеспечивающие  беспроливную стыковку
2специальные адаптеры, снабженные фланцами с переменным диаметром
3независимые запорные конструкции и так далее

По мере того, как автоцистерны совершенствовались и модернизировались, появилась новая  самозащелкивающаяся конструкция съемной крышки для люка. Изначально для такого самозащелкивания использовали отводимые при перекачке пары. В настоящее время безопасность обеспечивают специализированные огневые предохранители, особые  дыхательные клапаны,  топливные ограничители и новые конструкции патрубков для  отвода нефтяных паров.  Именно при помощи таких  патрубков и выполняется  подсоединение через рекуператор к подземному резервуару во время проведения сливоналивных работ.

Для ограничения уровня налива (во избежание утечек нефтепродуктов) используются терморезисторные и оптические датчики.

Они не имеют трущихся механических частей, предупреждают  ошибки оператора и обеспечивают бесперебойную и надежную работу,  Принцип работы таких датчиков основан на реакции  резистора с высокой скоростью нагрева на контакт с жидкостью, которая быстро его охлаждает. Существенным недостатком датчиков такого типа является из быстрая изнашиваемость, вызванная резкими и частыми температурными перепадами.

Автоцистерна для перевозки нефтепродуктов

Поэтому российский ГОСТ Р номер 50913 устанавливает применение  приводов датчиков ограничителей уровня налива, которые работают за счет энергии самого жидкого перекачиваемого продукта (принцип поплавка).

Все цистерны для перевозки нефтепродуктов окрашиваются либо  красный, либо в оранжевый цвета. Также на них обязательно должна быть надпись «Огнеопасно» и табличка «Опасный груз», на которой необходимо указать также код экстренных мер в случае аварии (сверху) и серийный номер перевозимого продукта (снизу), который должен соответствовать классификации ООН.

Выхлопная труба на таких автомобилях должна быть выведена вперед, под бампер.

Необходима регулярная очистка цистерн от нефтепродуктов, которая позволяет избавиться от остатков перевозимого груза. Особенно актуальна такая очистка при перевозке темных нефтяных фракций (например, мазута), поскольку они обладают высоким уровнем прилипания к стенкам вследствие своей повышенной вязкости.

Виды автомобильных цистерн для нефтепродуктов

В зависимости от вида перевозимого груза различают цистерны для светлых нефтепродуктов и цистерны для темных нефтепродуктов.

Первые снабжаются современными системами рекуперации и дыхательных клапанов, а вторые оборудуются системами подогрева перевозимого вещества, что облегчает их разгрузку и очистку. Для перевозки светлых нефтепродуктов в основном используются бензовозы.

По типу своего оборудования различают бензовозы, топливозаправщики и газовозы.

Первые отличаются от вторых системами насосного оборудования, а последние предназначены для перевозки углеводородных газов (пропана и бутана).

Для перевозки каждого жидкого нефтепродукта необходима своя, специально подготовленная цистерна. К примеру, нефть нельзя возить в той же емкости, в которой перевозят бензин.  Купить автоцистерну любого типа, размера и для любого нефтепродукта в настоящее время не составляет труда.

Автоцистерна для перевозки нефтепродуктов

При покупке необходимо учитывать марку перевозимого продукта и оснащенность покупаемого агрегата. В настоящее время  производстве таких цистерн используются легкие сплавы ми пластмассы, позволяющие значительно снизить их вес, а это дает возможность увеличить их объем, что, в свою очередь, повышает рентабельность использования.

Рейтинг автора
3
Автор статьи
Владимир Хомутко
Написано статей
11
Требования к автоцистернам для перевозки нефтепродуктов
Оцените статью: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх!