Как случился и как ликвидировали разлив нефти в Мексиканском заливе?

В 2010-ом году, 22 апреля, в акватории Мексиканского залива затонула принадлежавшая компании British Petroleum (BP) буровая платформа под названием Deepwater Horizon, с помощью которой ВР занималась добычей нефти на морском шельфе. Результатом этой  катастрофы стала гибель одиннадцати человек и разлив нефти в Мексиканском заливе в количестве нескольких сотен тысяч тонн.

Компания понесла громадные убытки, что вынудило её начать продажу части своих активов во  многих странах мира. Всего в результате этой чудовищной аварии в море, по оценкам специалистов,  попало почти пять миллионов баррелей нефти-сырца.

Разлив нефти в Мексиканском заливе

Платформу  Deepwater Horizon, предназначенную для сверхглубокого бурения, по заказу R&B Falcon Transocean Ltd.  построила южнокорейская судостроительная компания Hundai Industries. На воду это крупное плавучее сооружение спустили в 2001-ом году, а спустя некоторое время её взял в аренду британский нефтегазовый концерн  British Petroleum (BP). В дальнейшем срок аренды несколько раз  продлевался, и последний подписанный договор давал возможность ВР эксплуатировать  Deepwater Horizon  до начала 2013-го года.

В феврале 2010-го британская компания начала разработку глубоководного месторождения под названием Макондо, расположенного на шельфе Мексиканского залива. Глубина пробуренной скважины составила полтора километра.

Краткое описание произошедшей аварии

Описанная выше платформа находилась в восьмидесяти километрах от побережья штата Луизиана (Соединенные Штаты Америки). 20 апреля 2010-го года на Deepwater Horizon начался пожар, который впоследствии спровоцировал её взрыв.

Платформа горела  больше тридцати пяти часов. Тушением пожара  занималась прибывшая на место аварии целая флотилия судов пожарного назначения, но безуспешно. Платформа скрылась в водах Мексиканского залива  22-го апреля.

В результате этой катастрофы одиннадцать человек пропали без вести (многие считают их погибшими, поскольку их тела искали вплоть до 24-го апреля, но они  так и не были найдены). С горящей платформы удалось эвакуировать  115 человек обслуживающего персонала, семнадцать из них имели ранения различной степени тяжести. По прошествии некоторого времени,  мировые информационные агентства сообщили, что в процессе ликвидации последствий этой грандиозной катастрофы умерло ещё два человека.

Работы по ликвидации последствий аварии на платформе Deepwater Horizon

Ликвидация последствий этой экологической катастрофы началась 20-го апреля и продолжалась вплоть до 19 сентября 2010-го года. По сведениям, полученным от одних специалистов, за этот период времени в море каждые сутки изливалось около пяти тысяч баррелей сырой нефти. Другие компетентные источники утверждали, что ежесуточный объем попадавшей в море нефти  составлял до 100 тысяч баррелей.

Разлив нефти в Мексиканском заливе

Тушение пожара на нефтяной платформы Deepwater Horizon

Именно на этой цифре настаивал в мае 2010-го  года  министр внутренних дел Соединенных Штатов Америки.

Последствия аварии были ужасающими. В конце апреля нефтяное пятно добралось до устья американской  реки Миссисипи, а в июле этого же года  сырую нефть обнаружили на пляжах штата Техас. Подводный нефтяной шлейф опустился на глубину более километра и растянулся в длину на тридцать пять километров.

За 152 дня, пока велись ликвидационные работы, в Мексиканский залив через повреждённый ствол скважины попало почти пять миллионов баррелей черного золота, а общая площадь пятна загрязнения достигла семидесяти пяти тысяч квадратных километров.

После затопления платформы Deepwater Horizon сразу начались попытки герметизации нефтяной скважины, чтобы прекратить попадание нефти в водную среду и приступить к локализации и устранению уже попавшего в море сырья. Почти сразу после катастрофы на поврежденную трубную колонну специалистами были  установлены  заглушки.

Затем начались работы по монтажу  и последующей установке стального купола, задачей которого было накрыть затонувшую платформу с целью  предотвращения дальнейших нефтяных разливов. Однако с первой попытки установить купол не удалось. 13 мая было принято решение уменьшить его диаметр и повторить попытку.

Полностью нефтяную утечку удалось ликвидировать лишь четвертого августа, когда в поврежденную скважину удалось закачать буровую жидкость с цементом. Чтобы добиться полной герметичности  скважины, ликвидаторы аварии были вынуждены  пробурить еще две дополнительные скважины разгрузочного назначения,  которые впоследствии также зацементировали. О том, что герметизация скважины полностью завершена, официально объявили  19-го сентября 2010-го года.

В ликвидации последствий катастрофы принимали участие многочисленные суда разного назначения – спасательные катера, баржи.  Буксиры и даже принадлежащие  ВР подводные лодки. На помощь им Соединенные Штаты выделили корабли и самолёты своих ВМФ и ВВС, а также множество единиц специальной военной техники. Что касается человеческого ресурса, то в этой грандиозной по своим масштабам работе принимали участие более тысячи человек, к которым в помощь было придано почти шесть тысяч  военнослужащих американской Национальной гвардии.

Чтобы максимально ограничить площадь нефтяного загрязнения, были применены распыляемые  диспергенты (активные вещества, способствующие осаждению нефтяных пятен). Помимо этого, были установлены многокилометровые боновые заграждения, которые локализовали  зону аварийного разлива.

Нефть собирали механическим способом, причем как с применением специальных кораблей-нефтесборщиков, так и вручную – с помощью многочисленных добровольце, помогавших очищать загрязненное побережье. Помимо этого, был применен и термический способ ликвидации загрязнения, заключающийся в контролируемом выжигании нефти с водной поверхности.

Результаты расследования катастрофы

Проведенное службой собственной безопасности ВР внутреннее  расследование пришло к выводу, что причинами этой чудовищной аварии были погрешности конструкции платформы, ряд технических неисправностей и ошибки, допущенные рабочим персоналом.

Разлив нефти в Мексиканском заливе

Подготовленный отчёт подробно сообщал,  что сотрудники, обслуживавшие плавучую буровую, при проверке герметичности пробуренной скважине неправильно  истолковали показания приборов, измерявших давление.

Результатом этой ошибки стало заполнение потоком поднявшихся из забоя углеводородов  системы вентиляции буровой платформы, и начался пожар. После произошедшего  взрыва, из-за  технических недостатков конструкции платформы, не случилось срабатывания  противосбросового предохранителя, задачей которого было в автоматическом режиме дать сигнал на закупоривание ствола скважины.

В свою очередь, расследованием занималось и Бюро по управлению, охране и регулированию ресурсов океана, а также Береговая охрана Соединенных Штатов Америки. Результатом этого расследования стал опубликованный в середине сентября 2010-го года доклад. В нём были изложены тридцать пять причин, которые привели к катастрофе, причем в двадцати одной из них всю ответственность возложили на компанию BP.

Если говорить более детально, то, к примеру, основной  причиной аварии в этом докладе назвали пренебрежительное отношение к нормам промышленной безопасности с целью экономии средств, затрачиваемых на разработку месторождения. Помимо этого, персонал буровой  не имел  исчерпывающей и полной информации о работах на скважине, и эта их неосведомлённость, наложившись на совершенные  ошибки,  привела к катастрофическим последствиям.

Среди прочих причин аварии в докладе назвали неудачную конструкцию самой скважины, в которой не было предусмотрено достаточное количество барьеров, препятствующих подъему со дна нефти и газа, недостаточное цементирование обсадных укрепляющих колонн, а также внесенные в проект разработки скважины в  самый последний момент изменения.

Частично вина была возложена на собственников Deepwater Horizon,  компанию Transocean Ltd и на компанию Halliburton, которая выступала подрядной организации при подводном цементированим этой скважины.

Судебное разбирательство и назначенные  компенсации

Судебный процесс, рассматривавший дело о  разливе нефти в Мексиканском разливе, ответчиком на котором выступала британская корпорация  BP, был начат 25-го февраля 2013-го года. Местом его проведения был выбран  Новый Орлеан (США). Помимо исков, выставленных  федеральными властями страны, британской компании также вчинили отдельные иски  пострадавшие от последствий катастрофы  американские штаты и муниципалитеты.

Результатом рассмотрения Федеральным судом в американском Нью-Орлеане стало утверждение  размера штрафа, который ВР должна выплатить истцам, пострадавшим от последствий нефтяного разлива  в Мексиканском заливе  2010-го  года.

Общая сумма штрафа составила четыре миллиарда пятьсот миллионов долларов США. BP был дан срок на выплату этой суммы – пять лет.

Около двух миллиардов четырехсот миллионов  долларов должны быть переведены на счета Национального фонда дикой природы и  рыбных ресурсов  США, 350 миллионов долларов – на счета  американской Национальной академии наук. Помимо этого, 525 миллионов должно быть выплачено в течение трех лет в качестве компенсации по искам, выдвинутым в адрес ВР  Комиссией по биржам и ценным бумагам Соединенных Штатов Америки.

ВР подала несколько апелляций, но  Апелляционный суд США 25-го декабря 2013-го года вынес постановление, что  британская корпорация должна продолжать назначенные Федеральным судом выплаты, несмотря на то, что в деле есть  факты недоказанности наличия убытков у некоторых истцов, причиненные разливом нефти в Мексиканском заливе. С самого начала свою вину в произошедшей аварии в BP признавали  лишь частично,  часть ответственности возлагая  на владельца платформы Deepwater Horizon компанию Transocean и подрядную организацию  Halliburton.

В свою очередь, компания Transocean Ltd в конце 2012-го года дала свое согласие на выплату американским властям суммы в один миллиард четыреста миллионов долларов, но никакой своей ответственности за произошедшее в Мексиканском заливе в 2010-ом не признает, настаивая на полной виновности в этой катастрофе британской BP.

Экологические последствия катастрофы

В результате этой аварии одна треть акватории Мексиканского залива была  закрыта для рыбного промысла с полным запретом на ловлю рыбы в этом районе.

Длина побережья от Луизианы до Флориды, загрязненного в результате аварийного нефтяного разлива, составила одну тысячу сто миль. Погибло множество морских обитателей и птиц. На берегу было обнаружено почти шесть сотен мертвых  морских черепах, более ста дельфинов, больше шести тысяч различных морских птиц, а также большое количество погибших млекопитающих других видов.

Результатом это нефтяного  разлива  в течение нескольких лет, прошедших со дня аварии, стало увеличение  смертности среди таких морских обитателей, как дельфины и  киты. По предварительным оценкам специалистов – экологов, смертность, к примеру,  дельфинов – афалин возросла в пятьдесят раз.

Колоссальный урон был нанесен расположенным в акватории этого залива тропическим коралловым рифам.

Более того, разлившаяся в результате катастрофы нефть  просочилась даже в воды и болота находящих на побережье заповедников, которые играют очень значимую роль в поддержании нормальной естественной жизни местной животной фауны и прилетающих сюда на зиму перелётных птиц. Проведенные в последнее время экологические исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время акватория Мексиканского залива практически полностью справилась с причиненным в 2010-ом году ущербом.

Океанологи США, тщательно следившие все это время за  ростом образующих тропические рифы кораллов, которые в загрязненной нефтью воде жить попросту не могут, пришли  к выводу, что размножение этих морских живых организмов возобновилось, и рост вернулся на прежний уровень. Что касается биологов, то ими было отмечено небольшое увеличение значения средней температуры воды в этой морской акватории.

Разлив нефти в Мексиканском заливе

Некоторые ученые высказывали серьезные опасения, касающиеся влияния этой нефтяной катастрофы на важнейшее для образования климата Земли течение Гольфстрим.

Даже высказывались предположения, что температура  Гольфстрима понизилась на десять градусов, что привело к его разделению на  отдельные подводные течения. Стоит отметить, что с тех пор, как произошел этот грандиозный аварийный нефтяной разлив,  кое-какие погодные аномалии были отмечены синоптиками (взять хотя бы аномальные зимние морозы в европейских странах).

Однако, на сегодняшний момент мировая наука так и не пришла к единому мнению по вопросу того,  явилась эта экологическая  катастрофа  первопричиной описанных климатических изменений или нет. Нет согласия в научной среде и по поводу  влияния этой аварии на Гольфстрим. В любом случае, катастрофы такого масштаба бесследно не проходят, и повторения таких инцидентов глобального масштаба следует ни в коем случае не допускать.

Рейтинг автора
2
Автор статьи
Владимир Хомутко
Написано статей
66
Как случился и как ликвидировали разлив нефти в Мексиканском заливе?
Оцените статью: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх!