Самые главные правила безопасного обращения с нефтепродуктами

Соблюдение техники безопасности при работе с нефтепродуктами является важным аспектом работы любого предприятия нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли. В нашей стране эта сфера регламентирована нормативным документом «Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» (ПБ 09-560-03), некоторые основные положения которого мы и рассмотрим  данной статье.

Общие положения

Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов (в дальнейшем – ПБ) представляют собой перечень требований, соблюдение которых позволяет обеспечить промышленную безопасность на предприятии, предупредить аварии и несчастные случаи на  объектах складов нефтепродуктов и нефтебаз, представляющих повышенную опасность.

Правила безопасного обращения с нефтепродуктами

Соблюдение ПБ обязательно для всех организаций, вне зависимости от формы собственности, работающих в сфере хранения, приемки и отпуска нефтепродуктов, кроме:

  • нефтебаз, на которых хранятся продукты с упругостью паров более  700 миллиметров  ртутного  столба;
  • отдельно стоящих АЗС;
  • складов магистральных трубопроводов и расположенных на нефтяных промыслах.

У предприятий, на которые распространяется действие указанных выше ПБ, должны  быть:

  1. лицензия на конкретный вид деятельности в сфере промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством РФ;
  2. необходимые разрешения на использование технических устройств (в том числе – импортных), на производственных объектах повышенного уровня опасности (ОПО);
  3. договор страхования риска, обеспечивающий  ответственность за возможное причинение вреда в процессе эксплуатации ОПО;
  4. документ, подтверждающий регистрацию ОПО в госреестре;
  5. проектная документация на строительство, реконструкцию, расширение, техническое переоборудование, консервацию и ликвидацию ОПО;
  6. нормативные технические документы и правовые акты, которые регламентируют правила проведения работ на ОПО.

Организация, которая эксплуатирует ОПО нефтебаз или нефтескладов, обязана:

  • соблюдать требования всех нормативных актов РФ, касающихся промышленной безопасности;
  • укомплектовать штат работников ОПО, которые обладают для этого соответствующей квалификацией и не имеют для такой работы  медицинских противопоказаний;
  • обеспечить подготовку и аттестацию персонала по части  промышленной безопасности;
  • организовать и постоянно осуществлять контроль за соблюдением требований ПБ на предприятии;
  • обеспечить постоянное  наличие и работоспособность необходимых технических средств и контролирующих  систем, которые следят  за производственными процессами на предмет соответствия работы  установленным требованиям;
  • обеспечить экспертизу промышленной безопасности;
  • проводить в установленные нормативами сроки испытания, диагностику и освидетельствование сооружений и применяемых на ОПО технических устройств;
  • обеспечить постоянную готовность предприятия к действиям, необходимым для локализации возможных аварий и ликвидации их последствий:
  • создать и ознакомить соответствующие службы с ПЛАС (планами по локализации аварийных ситуаций);
  • разработать и ознакомить персонал с ПЛАРН (планами ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов);
  • регулярно проводить тренировки, на которых отрабатывать действия персонала в случае возникновения аварийной ситуации;
  • участвовать в расследовании причин произошедших на ОПО аварий и несчастных случаев, проводить необходимые мероприятия для устранения выявленных причин, разработать и проводить комплекс  профилактических мер для предупреждения  подобных ситуаций, а также вести учет всех подобных инцидентов, происходивших на ОПО;
  • принять все необходимые меры для защиты здоровья и  жизни персонала в аварийных ситуациях;
  • обеспечить защиту ОПО от несанкционированного проникновения посторонних лиц;
  • неукоснительно исполнять все распоряжения уполномоченного органа федеральной  исполнительной власти в области ПБ, а также его  территориальных представительств и уполномоченных лиц;
  • представлять согласно установленному порядку информацию, касающуюся выполнения комплекса мероприятий, обеспечивающих  промышленную безопасность.

Общие требования

На предприятиях такого рода  должен быть разработан и внедрен комплекс  нормативных, технических и организационных мероприятий, направленный  на предупреждение и исключение  опасных факторов, влияющих на безопасность предприятия, в части:

Полезная информация
1обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности
2предупреждения возникновения  аварийных ситуаций
3предупреждения возможности появления взрывоопасной среды
4исключения возможности появления источников зажигания во взрывоопасной среде

Мероприятия производственного контроля за безопасностью на предприятии должны  обеспечивать:

  1. контроль выполнения  требований ПБ  на ОПО;
  2. постоянный анализ текущего состояния промбезопасности;
  3. контроль реализации запланированных мероприятий, которые призваны повысить уровень безопасности;
  4. координацию проводимых работ, целью которых является  предупреждение возникновения на ОПО аварийных ситуаций;
  5. готовность персонала  организации к работам по локализации возможных аварийных ситуаций, а также к работам по ликвидации  последствий таких аварий.

Требования ПБ к линейным отводам от магистральных нефте- и продуктопроводов (МНПП)

Приемка/отпуск нефтепродуктов через отводящие трубопроводы  от МНПП должны проходить в соответствии с нормативными требованиями в части  организации и порядка сдачи нефтепродуктов по отводам МНПП.

Узлы приема  должны отвечать всем строительным нормам и правилам, разработанным для этих сооружений, а также всем нормам пожарной безопасности и нормам технологического проектирования.

Герметичность задвижек начальной точки отвода, а также задвижек, установленных на концах отвода, технологических задвижек, установленных в возле резервуаров должна  соответствовать требованиям госстандарта.

Узлы подключения к технологическим трубопроводам, идущим к потребителям, и концевых задвижек отводов от МНПП должны быть оборудованы:

  • на отводе – двумя отсекающими стальными задвижками;
  • камерой для пробоотбора с отборным устройством;
  • канализационной системой, предусматривающей емкость для слива проб;
  • приборами,  контролирующими сортность нефтепродуктов;
  • манометрами;
  • системой электроснабжения, обеспечивающей освещение и питание электроприводов задвижек;
  • ограждением в соответствии с нормами.

Общий перечень необходимых  контрольно-измерительных приборов (КИП), средств учета, а также требования к уровню автоматизации отводов содержатся в действующих  нормативных документах, связанных с  проектированием, автоматизацией и телемеханизацией разветвленных НПП.

В технологических линиях, идущих  от концевых отводных задвижек до приемных задвижек резервуаров не должно быть тупиковых ответвлений, ненужных врезок и лишних перемычек. Они должны быть автономными.

Отпуск нефтепродуктов через  отвод можно производить  только в том случае, если МНПП находится в рабочем режиме.

Для предотвращения гидроударов, способных вызвать аварии,  задвижки на отводе должны открываться в такой последовательности: вначале  открывают концевые отводные задвижки, а затем – задвижки, расположенные  в начальной точке отвода.

После каждой прокачки нефтепродукта по технологической линии нужно обязательно совершить обход трассы.

В случае возникновения аварийных ситуаций, персонал должен действовать по заранее разработанным планам локализации аварий, а также в соответствии с планами  ликвидации их последствий.

Требования безопасности, предъявляемые к железнодорожным эстакадам слива/налива

Проектировать,  монтировать, эксплуатировать и ремонтировать сливоналивные эстакады необходимо в строгом соответствии с нормативными требованиями к промышленной безопасности, устанавливаемыми отраслевыми документами, строительными нормами, государственными и отраслевыми стандартами и настоящими ПБ.

Слив и налив в железнодорожные цистерны должны проходить через  специальные сливоналивные устройства, чья конструкция должна отвечать всем требованиям промышленной безопасности, предъявляемым к этим процедурам.

Налив нефтепродуктов в цистерны необходимо проводить с помощью бесшланговой системы, оборудованной  автоматизированными устройствами телескопического или  шарнирно-сочлененного типа. Эти устройства должны иметь автоматические ограничители налива и другие средства необходимой механизации.

Если нефть и светлые нефтепродукты отгружаются в группу ж/д цистерн массой более 700 тонн, необходимо предусмотреть герметизацию налива с одновременным  отводом выделяемых паров в газосборную систему, с последующим их выведением в установку для их регенерации. В некоторых случаях допустимо отводить эти пары на свечу.

Если налив разных светлых нефтепродуктов производится через одно наливное устройство,  необходимо обеспечить все меры для исключения смешивания этих продуктов.  Авиационные ГСМ следует отпускать только через отдельные устройства налива.

Правила безопасного обращения с нефтепродуктами

Все железнодорожные эстакады для слива/налива  нефтепродуктов должны быть оборудованы как верхними, так и нижними герметизированными  сливными устройствами. Слив светлых нефтепродуктов необходимо осуществлять через нижние сливные устройства, с последующей их закачкой в резервуары для отстаивания и последующего  удаления подтоварной воды.

Конструкция системы трубопроводов должна предусматривать возможность полного её  освобождения от остатков сливаемого или наливаемого нефтепродукта  после запорной арматуры. Для  этих целей в ней должна быть дренажная система закрытого типа.

Для аварийного освобождения от нефтепродуктов неисправных цистерн необходимо оборудование отдельных мест. Непосредственно на эстакаде проводить аварийное освобождение допустимо только в обоснованных случаях и при наличии на эстакаде специальных технических  средств.

Сбор и отвод атмосферных осадков, а также смыв в зоне налива пролитых нефтепродуктов должен обеспечиваться твердым бетонным покрытием и  специальными устройствами отвода стоков в систему дренажа. Рельсы в зоне слива/налива должны быть положена на железобетонные шпалы. Твердое покрытие должно обеспечивать его водонепроницаемость и ограждается по всему периметру. Бортики ограждения должны иметь высоту  не менее 0,2 метра и уклоны не меньше  2-х процентов, направленные в сторону стока жидких продуктов в приемные устройства.

Из дренажной системы загрязненные продукты должны направляться в резервуары для отработанных нефтепродуктов или в разделочные емкости.

Каждая эстакада слива/налива должна быть оборудована  быстродействующей системой отключения (в основном – автоматического типа).

Эта система должна предусматривать автоматическое прекращение налива в случаях:

  • окончания выдачи заранее заданной нормы;
  • заполнения цистерны до её предельного уровня.

Трубопроводы, обеспечивающие доставку на эстакаду легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, должны быть оборудованы запорными устройствами быстрого действия или задвижками, имеющими дистанционное управление. Это необходимо для оперативного отключения трубопроводов в случае аварии.  Такие устройства отключения необходимо размещать  в 20-ти – 50-ти метрах от самой эстакады. Управление ими осуществляется как из отдельной операторной, так и непосредственно с эстакады (в районе нулевой отметки лестниц для эвакуации).

Максимальная скорость налива, обеспечивающая безопасность этого процесса, определяется исходя из характеристик наливаемого нефтепродукта, диаметра трубы устройства налива, материала его стенок. Чаще всего эта скорость определена проектом.

Ограничить максимальную скорость налива нефтепродуктов и сырой  нефти до безопасного значения необходимо с помощью  перепуска части нефтепродукта в трубопроводе всасывающего  насоса. Этот перепуск необходимо обеспечить автоматической системой регулирования расхода, которая работает при постоянно поддерживаемом давлении в подающем напорном трубопроводе, обеспечивающем доставку продукта до устройств  железнодорожной наливной эстакады.

Для предотвращения возможности образования взрывоопасной смеси,  в трубопроводной системе и в сливоналивных коллекторах должна быть предусмотрена возможность  подвода к ним пара либо инертного газа,  с применением специализированного оборудования.

Сливные лотки для мазутов должны быть сделаны из несгораемого материала и перекрыты металлическими решетками. Кроме того, на них должны быть  съемные крышки и средства подогрева поступающего топлива.

В приемных емкостях эстакад для мазутов должны присутствовать:

  • средства измерения температуры;
  • проборы определения уровня с сигнализаторами достижения предельных значений;
  • вентиляционные патрубки;
  • средства, обеспечивающие подогрев топлива;
  • насосы для перекачки;
  • ручная кран-балка;
  • средства защиты от перелива.

Разогревать застывающие и высоковязкие нефтяные фракции в железнодорожных цистернах и устройствах слива/налива необходимо либо паром, либо электроподогревом,  либо циркуляционным способом нагрева. Электроподогревательные устройства должны быть во взрывобезопасном исполнении.

Авиационные масла нужно разогревать насыщенным водяным паром, который подается либо в систему циркуляции, либо в  пароперегреватели переносного типа.

Нельзя использовать электроподогрев для нефтепродуктов, у которых температура вспышки меньше  61 градуса Цельсия (легковоспламеняющиеся продукты).

При использовании подогревателей  переносного типа следует избегать  контакта теплоносителя с подогреваемым  нефтепродуктом.

Давление пара в случаях применения переносных подогревателей не должно быть более  0,4 МПа.  Для авиапредприятий этот показатель не должен превышать  0,3 МПа.

Применение электроподогрева  в нижних сливоналивных установках  должно предусматривать средства отключения электроэнергии в случае, когда  температура на поверхности, которая соприкасается с подогреваемым продуктом, доходит до значения 90 градусов Цельсия.

Переносные электрогрелки необходимо оборудовать устройствами, блокирующими подачу электроэнергии в случает падения  над электрогрелкой уровня жидкости ниже 500 миллиметров.

Недопустимо производить налив нефтепродуктов или сырой нефти в виде свободно падающей струи. Длина устройства налива  должна обеспечивать расстояние от его конца до низа (нижней образующей) цистерны не больше, чем  200 миллиметров.

Железнодорожные сливоналивные эстакады должны оборудоваться  сигнализаторами довзрывных концентраций, в полном соответствии  с требованиями  нормативов. При этом один датчик такого сигнализатора  должен обеспечивать контроль двух цистерн вдоль каждого фронта слива и налива (на нулевой отметке этого фронта). Если фронт слива/налива – двухстронний, датчики располагают  в шахматном порядке.

Давление и температуру наливаемого продукта контролируют с помощью измерительных приборов, установленных на общем коллекторе, подающем продукт на эстакаду. Показания этих приборов  должны быть вынесены в операторную.

Сливоналивные эстакады необходимо оборудовать средствами молниезащиты и защиты от воздействия электромагнитной индукции.

Чтобы предупредить накопления статических электрических зарядов в опасных количествах, необходимо:

  • организовать заземление устройств слива/налива, самих цистерн, а также  трубопроводов;
  • ограничить скорость налива в самом его начале и перед самым его окончанием.

Требования к станциям слива/налива в автомобильные цистерны

В состав таких наливных станций (пунктов налива) должны входить:

  • пункт управления;
  • площадка налива автомобильных цистерн;
  • посты налива;
  • устройства для налива.

Правила безопасного обращения с нефтепродуктами

Насосы можно размещать отдельно  от  устройств налива.

Площадки налива должны быть объединены в группы по видам нефтепродуктов и должны находиться под навесами, изготовленными из несгораемого материала.

Посты налива (стояки) могут быть как местными (управляемыми на месте), так и автоматизированными (с управлением из операторной).

Приводы устройств для налива легковоспламеняемых и горючих жидкостей, вне зависимости от характера проводимой операции (ручная, гидравлическая или пневматическая) должны быть защищены от самопроизвольного движения механизмов устройства.

При наливе легковоспламеняющихся нефтепродуктов, показатель упругости паров которых более 500 миллиметров ртутного столба, наливные устройства должны быть  должны быть оборудованы пароотводящими устройствами.

Налив горючих и легковоспламеняющихся жидкостей должен выпольняться посредством  телескопических труб или через трубы с шарнирными сочленениями, и обеспечивать нахождение их конца от нижней образующей цистерны не более, чем в  200 миллиметрах.

Наконечники наливных труб должны изготавливаться из материалов, которые при соударениях не приводят к образованию искр.  Конструкция таких наконечников  должна исключать возможность вертикального падения и разбрызгивания струи наливаемого продукта в начальной стадии процесса.

Чтобы избежать возможного перелива нефтепродукта через горловину  цистерны, применяются автоматические ограничители предельного уровня налива. Они дают возможность в автоматическом режиме прекращать налив, когда достигнуто заданное значение.

Наливные трубы должны иметь возможность полностью освобождаться от продукта, а также из них не должны проливаться остатки после окончания налива.

Сбора остатков нефтепродукта, которые  стекают с наливной трубы после её извлечения из цистерны, осуществляется с помощью каплесборника.

Поскольку элементы сливоналивных устройств соединяются шарнирами с неметаллическими сальниковыми  уплотнителями, каждую смену необходимо проверять контур заземления,  чтобы избежать нарушения его единства.

При нижнем наливе в автоцистерны авиационных предприятий необходимо использовать соединительные трубы с шарнирными сочленениями, сделанные из алюминия. Этот материал исключает образование искр при стыковке с автоцистерной. Допустимо использование гибких металлорукавов.

На автоматическом пункте налива необходимо предусмотреть возможность ручного аварийного дистанционного отключения насоса. Доступ к кнопке такого отключения должен быть свободным.

Налив авиационных ГСМ  разрешается только через нижнее устройство цистерны. Налив сверху – запрещен.

Наливные  станции и пункты налива в автоцистерны должны быть оборудованы датчиками сигнала довзрывных концентраций.

Если концентрация паров нефтепродуктов – больше 20 процентов нижнего предела пламераспространения, необходимо обеспечить полное прекращение наливных операций и запретить запуск автомобильных двигателей.

Запуск двигателей также запрещается в случаях проливов нефтепродукта или его перелива на оперативной площадке (вплоть до момента полной ликвидации утечки).

Станции автоналива обязательно оборудуются комплексом устройств (шлагбаумы, светофоры и так далее), которые призваны предотвратить выезд полных автоцистерн в момент, когда в их горловине находится труба наливного устройства.

Автоцистерны под сливом-наливом необходимо заземлять. Запуск насосов для перекачки продукта должен быть заблокирован специальным устройством, которое разблокирует насос только после заземления цистерны.

Требования по безопасности сливоналивных причалов

Нефтеналивные суда перед операциями слива/налива должны пройти подготовку в соответствии с нормативными требованиями.

Швартовка наливных судов и плавучих цистерн, в которых находятся легковоспламеняющиеся нефтепродукты, при помощи  стальных тросов – запрещена.

Основные элементы инфраструктуры причалов – подходная эстакада, центральная платформа, отбойное устройство и швартовные фалы.

Причалы и их сооружения в обязательном порядке оснащаются:

  • устройствами для  надежной швартовки и упора  судов;
  • трубопроводной системой, идущей с  берега на пирс причала;
  • шланговыми устройствами с автоматическим приводом, соединяющими  причальный трубопровод  и судовое устройство слива/налива, либо трубопровод и  стендер;
  • средствами, обеспечивающими  механизацию процесса швартовки;
  • устройствами, обеспечивающими  подачу электроэнергии, а также стационарное и/или переносное освещение причала;
  • устройствами, обеспечивающими связь судна с берегом;
  • автоматизированной системой пожарной защиты и пожаротушения;
  • спасательными средствами;
  • устройствами, позволяющими заземлять корпуса судов;
  • системой, обеспечивающей сбор атмосферных осадков и аварийных проливов нефтепродуктов.

Присоединение и отсоединение шлангов должны производиться с помощью средств механизации.

Отбойные устройства (как на стационарных, так и на плавучих причалах)  должны изготавливаться из эластичных материалов, смягчающих жесткие соударения и не способных вызвать появление искр в процессе швартовки.

Контроль перекачки ведется с помощью  приборов, контролирующих давление.  Они устанавливаются  возле насосной станции и на стендерах, а их показания необходимо вывести в операторную.

В случае несанкционированного отхода судна от стенки причала, устройство аварийного отсоединения должно срабатывать автоматически.

Чтобы избежать проливов нефтепродуктов  на причал в случаях аварийных ситуаций или несанкционированных  отсоединений устройств налива от приемных патрубков танкера, все наливные устройства необходимо оборудовать клапанами с высокой скоростью закрытия. Наливную систему необходимо в обязательном порядке оборудовать устройствами, защищающими её от гидроудара.

Чтобы предупредить накопление опасных концентраций статического электричества, начальная скорость движения нефтепродукта в трубе должна соответствовать значению, установленному проектной организацией.

Все причалы для работы с нефтепродуктами обязательно оборудуются  устройствами заземления.

Любые технологические операции можно начинать только после того, как причальные трубопроводы и корпус судна будут надежно заземлены.

Проведение операций слива/налива легковоспламеняющихся жидкостей во время сильного ветра или грозы запрещено.

Требования к безопасности парков резервуаров

Все склады, на которых хранятся нефтепродукты, в зависимости от общей вместимости резервуарного парка, а также вместимости каждого отдельного резервуара, разделяются на категории согласно требованиям соответствующих строительных нормативов и правил.

Правила безопасного обращения с нефтепродуктами

Применение стальных  резервуаров с дополнительной защитной стенкой (“стакан в стакане”) допустимо только в обоснованных случаях. В случае их использования для хранения нефтепродуктов необходимо обеспечить  контроль за возможными  утечками  в пространство между стенками. Он осуществляется как по прямым (обнаружение самих утечек), так и косвенным признакам (повышенная загазованность). Если герметичность основного резервуара нарушена – его эксплуатацию  следует немедленно прекратить.

Чтобы обеспечить возможность проведения технологических операций, связанных с приемкой, хранением и отпуском нефтепродуктов и сырой нефти,  стальные резервуары вертикального типа оснащаются следующими техническими устройствами:

  • патрубками приемки/раздачи, снабженные запорной арматурой;
  • предохранительной и дыхательной арматурой;
  • пробоотборными устройствами;
  • устройствами для отбора подтоварной воды;
  • приборами, обеспечивающими контроль, сигнализацию и защиту;
  • подогревательными устройствами;
  • противопожарными системами;
  • вентиляционными патрубками, оборудованными огнепреградителями.

Полный комплект оборудования и схема его размещения определены в проектной документации на каждый конкретный резервуар.

 

Авиационные бензины запрещено хранить в резервуарах, имеющих конструкцию с «плавающей крышей».

Как сама конструкция резервуара, так и установленное на нем оборудование, призваны обеспечить максимальную степень безопасности работы резервуара при следующих операциях:

  1. наполнение;
  2. хранение;
  3. опорожнение;
  4. зачистка;
  5. ремонт;
  6. отстой с последующим удалением подтоварной воды;
  7. пробоотбор;
  8. различные виды необходимых измерений (уровень, давление, температура).

Любой резервуар изготавливают по заранее разработанному проекту, и на каждый резервуар выписывается свой паспорт. Корпус резервуара маркируется номером, который стоит в паспорте на него.

Скорость, с которой происходит заполнения или опорожнение резервуара, должна быть ниже пропускной способности всех  установленных на нем  дыхательных устройств.

Максимальное значение  производительности заполнения или опорожнения  резервуара, имеющего конструкцию  с «плавающей крышей» или с понтоном,  ограничено предельно допустимой скоростью перемещения его  понтона или плавучей крыши. Если емкость резервуара такого типа меньше 700 кубометров, то этот показатель не должен превышать 3,3 метра в час. Если емкость больше 700 кубометров – то не более 6-ти метров в час. В любом случае, скорость понтона во время сдвига не должна быть больше 2,5 метров в час.

Необходимый уровень давления в резервуарах поддерживается с помощью  предохранительной и дыхательной арматуры. Второй тип арматуры выбирается с учетом типа конкретного резервуара и вида  хранимого в нем  продукта.

Если на емкостях резервуарного парка используются гидравлические клапаны, то они должны заполняться жидкостью, которая имеет низкое значение испарения, не кристаллизуется, не полимеризуется и не замерзает.

Клапаны дыхательной арматуры не должны примерзать.

Наряду с дыхательными, необходима установка и предохранительных клапанов, обладающих такой же пропускной способностью. Патрубки для разных видов клапанов должны быть отдельными.

Трубопроводная и насосная обвязка, которой снабжены  резервуары, должна предусматривать межрезервуарную  перекачку нефтепродуктов в случае возникновения аварии. Резервуары, в которых хранятся легковоспламеняющиеся и горючие продукты, в целях их быстрого освобождения  в случаях аварийных ситуаций, должны быть оборудованы  запорной арматурой быстрого действия, которая имеет  дистанционное управление из тех  мест, которые остаются доступными в аварийных условиях.

Чтобы предотвратить возможность возникновения загазованности, максимально снизить естественные потери нефтепродуктов, а также избежать иных загрязнений экологии окружающей среды, резервуары, имеющие  стационарную крышу, необходимо оборудовать системами  газоуравнения  или “азотными подушками”. Если парк резервуаров оснащен такими системами, запрещается объединять ими резервуары и с автомобильным, и с  авиационным бензином.

Конструкция  системы газоуравнения должна предусматривать возможность дистанционного отключения от неё каждого отдельного резервуара. Это необходимо, если резервуар находится в аварийном стоянии, и ситуация через эту систему может распространиться по всей группе емкостей.

Хранение нефтепродуктов под “азотной подушкой” подразумевает оборудование емкостей общей линией газоуравнения, имеющей гидравлический затвор для  сброса в атмосферу (например, через  “свечу”) излишков выделяемых паров,  при наличии которых характерны проявления “малого” дыхания.

Свеча, предназначенная для такого сброса, должна быть расположена  либо снаружи стены ограждения, либо за обваловкой, не менее чем в 5-ти метрах от них, и обязательно –  с подветренной стороны, если смотреть от  сооружений нефтебазы, которые не имеют отношения к парку резервуаров.  Высота свечи  для сброса –  не меньше 30 метров.

Перечень оборудование для контроля и автоматизации процессов для резервуарных хранилищ регламентирован соответствующими нормативными документами.

Подтоварная вода из резервуаров вертикального типа удаляется при помощи системы дренирования.

Чтобы не допустить перегрузки дренирующей системы в случае автоматического одновременного  сброса воды из нескольких резервуаров, система должна быть оснащена средствами блокировки такого одновременного сброса.

Нижние части всех резервуаров парка нефтехранилища необходимо оборудовать пробоотборниками. Запрещается производить ручной пробоотбор через верхний  люк  крыши  резервуара.

Конструкция измерительных  систем для определения уровня и забора проб должна давать  возможность их проверки и ремонта без демонтажа, при котором требуется  освобождения емкости от хранимого в ней продукта.

Уровень нефтепродуктов должен контролироваться средствами КИП.

Также весь парк резервуаров  необходимо оснастить сигнализаторами довзрывных концентраций, которые срабатывают при уровне концентрации нефтепродуктовых паров на уровне 20 процентов от нижнего предела пламераспространения.

Правила безопасного обращения с нефтепродуктами

Количество и расположение этих датчиков зависит от типа хранящегося продукта, условий хранения, объемов каждой емкости и от порядка их размещения на складе. Эти датчики следует устанавливать вдоль периметра обваловки  парка,  с внутренней её стороны,  на высоте от метра до полутора метров от поверхности земли. Расстояние между сигнализаторами не должно быть более 20 метров, если радиус действия их датчиков не больше 10 метров.

Кроме того, сигнализаторы в обязательном порядке ставятся возле запорно-регулирующего арматурного узла, который располагается вне зоны обвалования. Число  датчиков подбирается с учетом площади, которую занимает узел, ориентируясь на расстояние не больше  20 метров между датчиками. Минимальное количество сигнализаторов возле такого узла – два. Их располагают по  периметру противоположных сторон площадки узла. Высота установки – от полуметра до метра.

Мазут необходимо хранить в железобетонных или в металлических резервуаров горизонтального или вертикального типа со стационарными крышами.

Оборудование, которое ставится на типовой резервуар, необходимо проверить на соответствие его типу. Использование другого оборудования возможно только после согласования с разработчиками конкретного проекта.

Если на хранении находятся застывающие нефтепродукты или продукты с высокой вязкостью, необходимо предусмотреть для них систему подогрева. Теплоноситель выбирается проектной организацией с учетом типа нефтепродукта, его химических и физических характеристик,  уровня его  взрыво и пожароопасности, условий климата и типа конкретного резервуара.

Разогрев мазута необходимо делать циркуляционными способами. Использование местных пароразогревающих устройств допустимо в местах забора мазута. Если пароразогревающее устройство расположено внутри емкости с нефтепродуктом, снаружи необходимо предусмотреть наличие дренажных и воздушных штуцеров, оборудованных запорными устройствами. Это необходимо для обеспечения отвода конденсата.

Температура, до которой  подогреваются нефтепродукты, не должна превышать 90 градусов, а также должна быть меньше температуры вспышки в закрытом тигле минимум на 15 градусов Цельсия. Контроль за температурой подогрева должен быть постоянным и осуществляться из операторной. При использовании для подогрева пароподогревательных устройств,  значение давления насыщенных паров должно быть меньше  0,4 МПа.

Подогреватели необходимо изготавливать  из бесшовных  стальных труб.

Чтобы при хранении нефти и  мазута в резервуаре не скапливались осадки – нужно оборудовать его системой размыва.

Не допускается установка электрического оборудования и прокладка линий электрических кабелей внутри периметра обвалования. Исключение составляют только системы электроподогрева (во взрывобезопасном исполнении), контролирующие устройства средства автоматики, а также некоторые приборы для обеспечения местного освещения.

Запорное устройство резервуара должно обеспечиваться  ручным приводом, который дублируется задвижками с электроприводом, устанавливаемыми вне зоны  обвалования.

Общая система освещения резервуарного парка представляет собой группу прожекторов,  мачты для которых нельзя ставить к резервуарам ближе, чем на 10 метров. Недопустима установка прожекторных мачт внутри периметра обвалования или ограждения.

Чтобы предотвратить накопление опасного электростатического заряда, нефтепродукты необходимо заливать в резервуар, исключая всякую возможность их распыления, разбрызгивания или интенсивного  перемешивания. Исключение составляют случаи, при которых самой  технологией предусмотрено перемешивание, электростатическая безопасность которого обеспечена  соответствующими мерами.

При подаче продукта в  порожний резервуар её скорость должна быть  не больше 1 метра в секунду  до того момента, пока не заполнится приемный  патрубок или не всплывет  понтон/ плавающая крыша.

Требования к безопасности  тарных хранилищ  и к отпуску нефтепродуктов в тару

Для хранения тарированных нефтепродуктов необходимы специально оборудованные помещения или площадки, снабженные навесами. Хранение тарированных нефтепродуктов под открытым небом допустимо только при отрицательных температурах и не более одного месяца. Хранение на открытых площадках легковоспламеняющихся жидкостей категорически запрещено.

 

Запрещено совместное хранение легковоспламеняющихся жидкостей  на одном складе с другими веществами, с которыми они могут образовать взрывоопасную смесь.

При соблюдении всех норм пожарной безопасности допустимо объединение под крышей одного помещения складов тарированных нефтепродуктов и разливочных (расфасовочных) цехов или  насосных.

Транспортировка и погрузо-разгрузочные операции с нефтепродуктами в таре в пределах складов и площадок для хранения должны быть механизированы.  Дверные проемы складов должны обеспечивать безопасный проезд применяемых средств механизации.

Склады, в которых осуществляется хранение нефтепродуктов в таре, необходимо оборудовать:

  • сигнализаторами довзрывных концентраций;
  • вентиляционной системой с необходимой кратностью воздухообмена;
  • устройствами для проведения погрузки и разгрузки.

Полы таких складов должны быть сделаны из несгораемых материалов, которые не впитывают нефтепродукты. Дополнительным требованием к полам складов легковоспламеняющихся жидкостей является их искробезопасность.  Поверхность полов необходимо делать  гладкой и обеспечить их  уклон для свободного стока жидкостей в специальные  приямки.

Покрытие площадок для хранения тарированных  нефтепродуктов должно быть твердым, с уклоном для стоков. По периметру такие  площадки необходимо оградить либо замкнутым обвалованием, либо ограждением, изготовленным из негорючих материалов. Минимальная высота такого ограждения – полметра.

Правила безопасного обращения с нефтепродуктами

Запрещено проводить в тарных хранилищах расфасовку нефтепродуктов, а также хранить в них пустую тару, упаковочные материалы или прочие  предметы, которые не относятся к хранению.

По периметру всего тарного хозяйства нужно организовать специальные  отмостки и каналы водоотведения (с уклоном для обеспечения стекания воды). Всю эту систему водоотведения необходимо регулярно проверять и, при необходимости, чистить.

Расфасовку нефтепродуктов  в бочки или более мелкую тару необходимо проводить  в специально оборудованных расфасовочных (разливочных) помещениях. Эти помещения могут находиться как в зданиях, так и на площадках, оборудованных навесами (в зависимости от условий климата и видов фасуемой продукции). Помещения для разлива нефтепродуктов  должны иметь один этаж. Для разлива различных видов нефтепродуктов рекомендуется разделить помещение на изолированные друг от друга секции.

Электропроводка и электрическое оборудование в помещениях, где осуществляется фасовка и разлив нефтепродуктов, должны быть  взрывобезопасными.

Помещения для фасовки нефтепродуктов в тару рекомендуется оснастить  средствами автоматизации отпуска, затаривания, а также автоматизировать  определение необходимых порций нефтепродуктов, механизировать погрузку и разгрузку, оборудовать сборники утечек, использовать средства автоматического прерывания налива.

Разлив жидкой продукции, как правило, осуществляется при помощи  автоматических установок и линий, которые обеспечивают герметичность налива и позволяют исключить возможность  переливов.

При наливе в бочки легковоспламеняющихся жидкостей ЛВЖ  патрубок шланга налива должен доставать до их дна. Бочку, шланг и патрубок необходимо обязательно заземлить.

Наливать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в бочки, которые стоят на автомашинах, категорически запрещено.

Расфасовочные устройства подключаются  к основным трубопроводам с помощью запорной арматуры, имеющей одновременно и дистанционное, и местное управление.

Перед разливочной необходимо оборудовать пандусы для проведения погрузо-разгрузочных работ,  и оснастить их средствами механизации этих процессов.

Раздаточные резервуары,  единичная вместимость которых не превышает 25 кубических метров, при общей их вместимости до 200 кубометров, с учетом вида отгружаемых нефтепродуктов, можно размещать в разливочной при соблюдении следующих условий:

  • обеспечен парооотвод за пределы помещения из резервуаров;
  • если емкость стоит не ближе, чем 2 метра,  от сплошной стены;
  • если резервуары ограждены бортиками, которые в случае разлива ограничат его площадь.

Все операции, связанные  с приемкой, хранением и разливом  нефтепродуктов в тару, должны выполняться в строгом соответствии с требованиями, которые  утверждены технологическими регламентами или инструкциями, а также  настоящими ПБ.

Безопасность технологических трубопроводов

Технологическими называются трубопроводы, находящиеся на территориях  нефтебаз и складов для хранения нефтепродуктов, по которым перекачивается хранимая там продукция, а также различные  реагенты, техническая вода и пар, необходимые для обеспечения нормального хода технологического процесса и  эксплуатации имеющегося  оборудования. Кроме того, к технологическим относятся трубопроводы,  по которым отпуск нефтепродуктов производится для близлежащих организаций, которые находятся на балансе нефтебаз.

Например, между нефтебазой и:

  • нефтеперегонным заводом;
  • наливным причалом;
  • железнодорожной эстакадой, находящейся за пределами нефтебазы;
  • эстакадой для налива автоцистерн и так далее.

Конструкция   и правила эксплуатация таких  трубопроводов должны отвечать всем нормативным требованиям, установленным соответствующими нормативными документами.

За безопасную и правильную эксплуатацию технологических трубопроводов, а также за контроль их работы, регулярную их ревизию и своевременный ремонт ответственность несут эксплуатирующие организации.

Категория, группа и срок службы такого трубопровода определяются на стадии проектирования   организацией, выполняющей проект.

Для внутренней  транспортировки нефтепродуктов  допускается применять только трубопроводы, изготовленные из стальных труб.  Применение труб, изготовленных из других материалов, запрещено.

Трубопроводы, применяемые на складах  ГСМ предприятий авиационной отрасли, должны быть изготовлены из низкоуглеродистых стальных труб, внутренняя поверхность которых  имеет заводское антикоррозионное покрытие. Кроме того, наружная поверхность таких трубопроводов тоже покрывается антикоррозионными материалами, а если они проложены под землей – необходима дополнительная  катодная защита от блуждающих токов. Применение в конструкциях трубопроводов авиапредприятий медных и кадмиевых сплавов, а также оцинкованных сталей – запрещено.

Толщина стенки труб технологического трубопровода выбирается с учетом  коррозионной агрессивности транспортируемого по ним нефтепродукта и расчетного срока службы трубопровода. При этом всегда делается поправка на коррозионный износ.

Все технологические трубопроводы должны прокрадываться над землей и размещаться на несгораемых подложках, опорах, стойках или эстакадах.

Технологические надземные  трубопроводы, труба которых  прокладывается отдельных стойках или  опорах, должны  размещаться на следующем удалении от стен зданий:

  • если стена – сплошная, то не менее полуметра;
  • если в стене есть проем – не менее, чем в 3-х метрах.

Материалом для технологического трубопровода могут быть только стальные трубы, выполненные в электросварном или бесшовном виде. Рекомендуется обеспечить их заводским антикоррозионным покрытием. Конкретные марки стали способ изготовления труб выбираются с учетом характеристик  перекачиваемого продукта и требуемых рабочих параметров.

Правила безопасного обращения с нефтепродуктами

Все соединения технологических трубопроводов должны быть  сварными.

Фланцевые соединения (с обязательным применением негорючих прокладок) допустимы в следующих случаях:

  • если рабочая среда трубопровода – либо высоковязкая, либо  застывающая;
  • в местах установки трубопроводной арматуры;
  • в местах присоединения технологического оборудования.

Если технологический трубопровод имеет большой диаметр и значительную протяженность, в нем возможно повышение внутреннего давления в результате   нагрева от различных энергетических  источников (например, от прямых солнечных лучей). В таких случаях необходимо предусмотреть наличие предохранительных клапанов, обеспечивающих  сброс избыточного давления. Эти сбросы необходимо направлять в закрытые дренажные системы или аварийные емкости.

Необходимость установки таких клапанов, а также их основные параметры (количество, пропускная способность и диаметр) определяет проектная организация.

На трубопроводах технологического типа  недопустимо наличие тупиков и зон застоя продукции.

Самые низкие точки таких трубопроводов необходимо снабдить дренажными  устройствами, оборудованными запорной арматурой.

Прокладка таких трубопроводов должна предусматривать создание уклонов, чтобы обеспечить их опорожнение в случаях  остановок.

Значения этих уклонов должны быть следующими:

  • при транспортировке  светлых нефтепродуктов – не меньше  0,2 процента;
  • для застывающих продуктов и продуктов с высокой вязкостью  – не менее 2-х процентов (конкретная величина уклона зависит от характеристик каждого продукта, его особенностей, а также – от длины трубопровода и условий его прокладки).

Подвод пара либо инертного газа в целях  продувки трубопровода необходимо осуществлять  в начальной и конечной его точке. Сам подвод осуществляется установкой  штуцеров с  заглушками и арматурой.

Если перекачиваемая продукция обладает высокой вязкостью, то трубопровод необходимо оборудовать системой наружного подогрева. Теплоносителями для этой системы  могут служить пар, промышленная теплофикационная вода, а также устройства электрообогрева. Системы электрообогрева должны быть только  взрывозащищенными.

Обязательна установка запорной арматуры на вводах трубопроводов технологического типа к резервуарным паркам, насосным станциям, железнодорожным и автомобильным эстакадам, а также к причальным терминалам.  Приводы этой запорной арматуры должны иметь как местную (ручную), так и  дистанционную (из операторной) систему управления.

Узлы задвижек необходимо размещать за периметром обвалования или за ограждением  резервуаров.

На обвязочных трубопроводах, которыми оборудованы резервуары, запорная арматура должна давать возможность перекачивать хранящийся нефтепродукт из одного резервуара в другой (если случается  авария).

Для внутренней транспортировки мазута трубопровод необходимо изготавливать из стальных труб  бесшовного или прямошовного сварного исполнения. Материалом для этих труб должны быть  спокойные углеродистые и  низколегированные стали.

Если в комплекте с технологическим линиями или иным оборудованием поставляются импортные трубы, то их применение допускается при наличии сертификата соответствия, а также оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства  разрешения их использование.

Чтобы компенсировать температурные деформации технологических  трубопроводов мазутных хозяйств, необходимо либо использовать методы самокомпенсации, заключающиеся в использовании изгибов и  поворотов  трассы, либо  обеспечить установку компенсирующих устройств (П- компенсаторов).

В трубопроводных системах мазутных хозяйств сальниковые, линзовые и волнистые компенсаторы применять запрещено.

В мазутных хозяйствах в мазуто-,  паро- и конденсатопроводах ТЭЦ разрешено применение только  стальной арматуры. Арматура, изготовленная из серого или ковкого вида чугуна или с использованием цветных металлов, в таких хозяйствах к применению запрещена.

Запорная арматура, которая ставится на продуктовые трубопроводы, должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к классу герметичности её затворов, согласно нормативной документации.

Запорная арматура, которая стоит  на трубопроводах, чей условный диаметр превышает  400 миллиметров, должна быть снабжена механическим приводом (либо электрического, либо пневматического, либо  гидростатического способа действия).

Арматура, чей вес составляет более полутоны, должна располагаться на горизонтальном участке и дополнительно поддерживаться вертикальными опорами.

Уплотнения, сальниковые набивки, материалы для уплотнительных прокладок, а также сам монтаж  соединений при помощи фланцев,  должны давать нужную герметичность в течение всего эксплуатационного срока, установленного для конкретной технологической системы между плановыми ремонтами.

Капремонт электроприводов, применяемых в трубопроводной  арматуры, должны осуществлять  специализированные предприятия, поскольку такие электроприводы имеют взрывозащищенное исполнение.

Сборные коллекторы в периметре обвалования групп резервуаров, чья единичная  емкость составляет больше  1 000 кубометров, прокладывать запрещено. Исключение составляют те организации, в которых  обеспечена  возможность пожаротушения каждого отдельного  резервуара с помощью  пеноподъемников, находящихся на передвижной пожарной технике, применяемой для тушения резервуаров емкостью до 3000 кубометров.

Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов также устанавливают требования к следующим объектам:

  1. насосным станциям и установкам;
  2. системам пароулавливания;
  3. системам технического обеспечения работы хранилища, в том числе:
  4. системам контроля, управления и автоматизации технологических процессов;
  5. системам противоаварийной защиты;
  6. устройствам электроснабжения;
  7. к электрическому оборудованию;
  8. к средствам молниезащиты;
  9. к средствам электростатической защиты;
  10. к устройствам систем оповещения и связи;
  11. к отоплению;
  12. вентиляции;
  13. водоснабжению;
  14. канализации;
  15. к устройству очистных сооружений.

Кроме того, правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов регламентируют:

  • способы обслуживания и ремонта технологического оборудования, систем технического обеспечения, резервуаров и технологических трубопроводов;
  • безопасность обслуживания ОПО (опасных объектов производства);
  • содержание внутренних  территорий, а также находящихся на них зданий и сооружений.

Правила безопасного обращения с нефтепродуктами

Исполнение этих правил является обязательным для всех предприятий нефтеобеспечения, любых правовых форм и любых форм  собственности. Выполнение описанных в них требований позволяет обеспечить безопасные условия приемки, хранения, отпуска нефтепродуктов, а также безопасность эксплуатации резервуарных парков, технологических трубопроводов, измерительного оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов и так далее.

На основании этих требований на каждом предприятии нефтехранения должны быть составлены внутренние инструкции и планы, регламентирующие порядок действий и зоны ответственности персонала в случаях возникновения аварийных ситуаций. Их выполнение позволяет быстро локализовать зону аварии и оперативно ликвидировать её последствия.

Настоящие правила разработаны с учетом всех действующих федеральных законов и отраслевых нормативных документов, касающихся этой сферы деятельности. Контроль за их исполнением возложен на органы технического надзора федерального и местного уровня.

Промышленная безопасность предприятий нефтеобеспечения является крайне важной, поскольку именно нефтепродукты были и остаются одним их главных источников загрязнения окружающей нас среды. Кроме того, их высокая токсичность, а также горючесть и взрывоопасность требует при работе с ними соблюдения всех мер предосторожности, поскольку халатное отношение к ним опасно не только для здоровья, но и для жизни рабочего персонала.

Рейтинг автора
2
Автор статьи
Владимир Хомутко
Написано статей
66
Самые главные правила безопасного обращения с нефтепродуктами
Оцените статью: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх!