Как осуществляется проверка бензина?
С осени 2017 года цены на бензин неустанно ползут вверх, курс рубля падает, доллар растет и получается некий парадокс: наше топливо за рубежом дешевле, а для нас напротив это непозволительная роскошь. Ни акции и протесты автомобилистов, ни всеобщее возмущение, настроение которого передает СМИ, не способны повлиять на ситуацию.
Оно и понятно, здесь замешана экономика и благосостояние многих фирм-производителей, которые держаться за счет продажи топлива. Но в действительности соответствует ли качество бензина его цене? «Золотой» он или нет?
Многие автовладельцы ищут способы сэкономить на топливе самыми разными путями:
- добавляют в бензин присадки, при этом не всегда полезные и безопасные (ацетон, этил), которые впоследствии могут вылиться в большие растраты по ремонту автомобиля;
- разбавляют бензин, иногда смешивая в топливном баке несколько видов топлива: например, смешивая АИ-92 и АИ-95;
- применяют различные лайфхаки по снижению потребления: уменьшение веса автомобиля, изменение скоростного режима, проверка давления в шинах, масла и так далее;
- поиск дешевых АЗС – пожалуй, это один из самых неоправданных способов экономии.
Заправляясь на автозаправках с известным именем, которое популярно и вызывает доверие, очень велик риск нарваться на некачественное топливо: с теми же присадками, разбавленное, с механическими примесями, которые появляются в результате неправильного хранения и эксплуатации цистерн.
Поэтому следует всегда сохранять чеки и если автомобилю нанесен значительный урон – не жалейте денежных средств на экспертизу, в случае вашей правоты их возместят по решению суда.
Ведутся продолжительные и горячие дискуссии на тему, какой бензин лить в машину? Всегда есть выбор между 92, 95 и 98, которые значительно отличаются от друг друга в ценовой политике. Нужный вид топлива указан, как правило, в мануале к автомобилю и на крышке топливного бака.
Производитель указывает нужное октановое число исходя из степени сжимаемости горючего в двигателе и нарушать эти показатели не рекомендуются.
Однако и здесь есть подводные камни, многие водители говорят, что они с успехом заправляются бензином с более низким октановым числом, чем рекомендуют производители, так как на АЗС нашей страны тот же самый 95 и 98 это тот же самый 92, но с присадками, которые искусственно увеличивают октановое число.
Кому верить? Как проверить бензин? Нужна ли для этого целая химическая лаборатория? К счастью, определить качество горючего можно и при помощи собственных органов чувств и подручных средств. Об этом ниже.
Плохие симптомы
Конечно, производители не могут продавать плохое топливо, а точнее не имеют на это права, но это вопрос наличия доказательной базы ненадлежащего качества бензина. Существуют определенные стандарты ГОСТ, которым горючее должно соответствовать. Но наличие присадок разрешается, при этом их количество и качество имеют довольно размытое определение.
То есть, каждый из производителей будет иметь цель, потратив как можно меньшее количество денег на производство топлива, в результате иметь высооктановый бензин, который можно продать гораздо дороже. Поэтому шансы «нарваться» на плохой бензин довольно высокие.
Каждый водитель сможет определить, что поведение автомобиля резко ухудшилось и начались неполадки. Выделим основные признаки того, что машина «накормлена» плохим бензином:
- двигатель «стучит»;
- появляется металлический звон – из-за процесса активной детонации бензина. Определить детонацию можно и иначе: нажмите пару раз резко на педаль газа. Ваши пальцы ощущают детонацию;
- обороты то резко падают, то напротив, возрастают;
- разгон теряет качество вместе с мощностью авто;
- цвет выхлопных газов тоже своего рода лакмусовая бумажка для бензина. Коричневый или сизый цвет это хороший знак, а вот если валит черный дым с сажей – топливо лучше слить и прочистить фильтры;
- завести машину получается не с первого раза или в целом не получается.
После посещения новой АЗС, на которую попали впервые, обратите внимание на работу автомобиля. Столкнувшись с этими признаками в отдельности или в совокупности, как можно быстрее слейте некачественное топливо во избежание еще более серьезных трудностей.
Конечно, если это первая машина и опыт вождения вовсе невелик, такие симптомы можно сразу и не заметить и узнать о том, что бензин был отнюдь не хорошего качества можно только в автосервисе, платя за дорогостоящий ремонт.
Вас могут ожидать следующие последствия:
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | проблемы с катализатором |
2 | замена свеч (при наличии на них красного нагара) |
3 | ремонт топливной системы: бензонасос, фильтры, датчики |
4 | ремонт двигателя |
К сожалению, иногда подобные проблемы могут иметь накопительный характер и появиться уже спустя какое то время, поэтому почаще «прислушивайтесь» к своему автомобилю.
Эксперименты!
Как найти идеальное топливо в рамках возможного? Не поленитесь и наберите в канистры бензина с АЗС, которые привлекают ценой, расположением или другими критериями. И начинайте домашние опыты:
- проверьте запах! Бензин должен пахнуть бензином, как правило, его запах резкий и характерный. В нем не должны чувствоваться запахи масел, газа или какой-то другой посторонней химией. плохой бензин может пахнуть нафталином, ацетоном и даже паленой резиной! Но не увлекайтесь процессом – есть риск заработать головную боль и другие последствия;
- используйте кожу. Капните на руку каплю бензина. Одно из основных его свойств – способность к испарению, при взаимодействии с воздухом бензин должно быстро испариться и не оставить после себя никаких следов. Если на коже осталось масло – в топливе есть низкокачественные присадки, не используйте его;
- цвет бензина должен быть максимум слегка желтым или его не должно быть совсем, он прозрачный. Красноватый или ярко желтый цвет тоже признак наличия присадок, на это производители обычно отвечают, что такая необычная цветовая гамма всего лишь результат добавления присадок, улучшающих качество топлива и разработанных ими самими. Но законны ли они? Соответствуют ли ГОСТу, разрешены ли;
- бумажные тесты. Возьмите лист бумаги и капните на него бензин. Здесь действует та же схема с испарением. Если после того, как пары бензина улетучились на бумаге остается жирное пятно – в бензине есть масло и это опасная добавка;
- Разбавленный или нет? Часто производители разбавляют бензин просто водой, его объем увеличиться и, конечно же, цена тоже. Как это понять? Будет нужна прозрачная емкость, налейте в нее бензин и добавьте немного марганца. Бензин не окрасится в розовый цвет, поэтому если жидкость стала розовой – марганцовка вступила в реакцию с водой. Многие не соблюдают пропорции марганца и в итоге сетуют на производителей, хотя виноваты они сами. Пропорции следует соблюдать такие: 20:1, где первое это бензин и второе соответственно марганцовка. Если марганец просто остался в виде осадка – воды в топливе нет. Другой способ определить содержание воды в бензине – капнуть им на ноготь или деревянную дощечку. Если бензин не испарился, а, например, превратился в шарик – там содержится вода;
- испытание огнем. При помощи поджигания бензина удастся выяснить, содержит ли он смолы и другие вредные вещества. Понадобится удалиться от АЗС и других объектов, которые являются взрывоопасными. Возьмите прозрачное стекло и капните на него немного бензина, затем подожгите. После того как бензин полностью выгорел, взгляните на стекло – какой остался на нем след. Если бензин качественный то след будет белым, если цвет получился коричневым или желтым – в топливе присутствуют смолы. Но в нормальном количестве смолы присутствуют в любом бензине, обычно 100 мл бензина включают в себя от 7 до 15 их видов. Но если увеличить эту цифру уже в два раза резко возрастает риск повреждения двигателя и ресурсы снижаются примерно на 20%.
А если бензин содержит масло или дизель, то после его сжигания на стекле может остаться несколько маленьких капель жидкости.
Хорошим способом для определения качества топлива станет покупка ареометра – он позволит узнать плотность бензина. Цена его не такая уж и великая, тем более она вскоре окупится. Используется этот прибор по такому же принципу, как и ареометр для измерения плотности электролита в аккумуляторах.
Плотность у каждого вида бензина своя, зависящая от октанового числа:
- А-76 (АИ-80) – от 0,700 до 0,750 г/см3;
- АИ-92 – от 0,715 до 0,760 г/см3;
- АИ-95 – от 0,720 до 0,775 г/см3;
- АИ-98 – от 0,730 до 0,780 г/см3.
Все стандарты и показатели можно узнать на АЗС из документации, там указано какую плотность имеет каждый из видов топлива, а также температура, при которой проводились эти замеры. Температура это важный фактор, который имеет влияние и на массу бензина. Получаем горючее мы согласно указанному объему, а объем величина, зависящая от температурного режима и не постоянна. Холодное топливо сжимается, при повышении температуры происходит напротив его расширение.
Заправившись в конце жаркого летнего дня – утром вы обнаружите, что бензина в баке стало поменьше. По этой же причине, топливо зимой и летом, вы получите по одной цене, а объем его будет разный. Это тоже своего рода экономия, старайтесь заправляться утром, когда солнце еще не вступило в свои полные права.
Стоит упомянуть о специальных приборах, которые помогут узнать всю правду о бензине. Например, Октис 2, который справляется со своей задачей великолепно, довольно компактен и его можно брать с собой. ему нужно всего около 100 мл топлива, чтобы понять что к чему. Цена его не такая маленькая, составляет около 5000, но, пожалуй, оно того стоит.
Есть несколько способов узнать о качестве топлива непосредственно на самой АЗС и без особых усилий. Необходимо снять заправочный пистолет и перед тем как он попадет в топливный бак, проведите пальцем по его внутреннему диаметру. Разбавленный присадками бензин, например, соляркой будет делать эту поверхность жирной. Чистый бензин таких следов не оставляет.
Как видно проверка бензина не требует особых затрат и усилий и вполне может быть проведена в домашних условиях.
Анализируя мнения автолюбителей, напрашивается вывод о том, что цена топлива и популярность вовсе не имеет прямого влияния на качество. Нарваться на некачественный бензин можно и на зарекомендованной себя заправке, на это наживаются, как и сами производители, так и рядовые работники в обход прямого руководства.
Используя нехитрые советы, приведенные выше, шансы найти «свою» АЗС возрастают. Кроме этого, поспрашивайте своих друзей, знакомых о местах, где продают качественное горючее, делая при этом скидку на разницу между марками автомобиля и требуемым топливом.
Если вы находитесь в пути или в отпуске в другом городе – обратите внимание на АЗС, где больше всего автомобилей с местными номерами, положитесь на мнение водителей. Увидев заправку с подозрительно низкими ценами, не стоит там останавливаться: все знают, где бывает бесплатный сыр.
Как показывает практика, в крупных городах продают более чистое топливо, чем в области, в сельской местности. И не удивительно, ведь туда реже добираются проверки, ревизии, лаборатория. В выходные и праздничные дни по этой же причине риск заправиться не самым лучшим бензином тоже увеличен.
На каждой автозаправочной станции должна иметься вся необходимая документация: уголок потребителя, книга жалоб и предложений, техническая документация по поставляемому топливу с указанными стандартами, которую имеет права потребовать любой из покупателей.
Найти свою любимую АЗС вполне возможно, пробуйте, экспериментируйте! И помните, что к бензину нужно относится со всей серьезностью. Эта жидкость влияет на все агрегаты автомобиля, без нее невозможна его работа. Следите за поведением вашей машины и проверяйте качество продукта, который вам продают.
YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your <a href="/youtube/v3/getting-started#quota">quota</a>.
Список используемой литературы:
- Бензин - Википедия
- Экономидес, М. Цвет нефти. Крупнейший мировой бизнес: история, деньги и политика/ Экономидес М., Олини Р. Издательство: «Олимп-Бизнес», 2004. 256 с.
- ПАО «Татнефть» - Главный портал «Татнефть»
- РуссНефть - www.russneft.ru