Каким должен быть бензин по ГОСТ?

Автор статьи
Владимир Хомутко
Время на чтение: 5 минут
АА
Каким должен быть бензин по ГОСТ?

Чтобы знать наверняка, купили вы качественный товар или нет, проверьте, маркировку. Так можно узнать наверняка, произведен ли купленный товар с соблюдением действующего ГОСТа. Бензин по ГОСТу отличается от произведенного согласно ТУ, или вообще изготовленного без каких-либо стандартов качества, своей безопасностью. ГОСТ обязывает производителей нефтепродуктов соблюдать определенные правила и технические нормы.

Как вы думаете, что будет с ценой на нефть в 2019 году?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Бензин по ГОСТ

Благодаря этим мерам потребитель продукта, покупая товар, может быть уверен в обеспечении высокой степени соответствия наименования товара его функциональным качествам.

Также современный ГОСТ, благодаря общим требованиям к качеству топлива, обеспечивают возможность мировой торговли между странами.

Историческая справка

О существовании углеводородного соединения, бензола, входящего в основу бензина, людям было известно с начала шестнадцатого века нашей эры. Тогда он впервые был выделен из каменного угля немецким алхимиком Иоганном Рудольфом Глаубергом.

Уровень прогресса того времени не определял ему почти никакого практического применения, кроме как один из множества существовавших растворителей. В другом качестве горючее вещество не использовалось. Популярность бензола как ресурса была напрямую связана с появлением и развитием двигателя внутреннего сгорания.

Впервые бензол был выделен нефтеперегонным методом в восемнадцатом веке английским ученым Майклом Фарадеем. Экспериментальным путем он синтезировал самое легковоспламеняющиеся углеводородное соединение из нефти.

Оно еще не было по составу привычным нам топливом, однако именно Фарадея принято считать первооткрывателем бензина. Органический раствор на основе фракции углеводородов которым по составу является современный бензин был получен немного позже Эйльхардом Мичерлихом.

Использование топлива в наше время

В те времена бензол использовался преимущественно как медицинское антисептическое средство, основным топливом от перегона нефти был керосин. Лишь в девятнадцатом веке после создания двигателей, работающих по циклу Отто, он стал самым востребованным продуктом нефтяной промышленности. В мире началась активная работа по улучшению качества топлива. Естественно, потребовалась стандартизация нефтепродукта.

Классификация бензина

В России действует межгосударственный ГОСТ 32513-2013. Он является утвержденным национальным стандартом России по производству и маркировке топлива. Регулируется порядок перевозки и последующему хранению неэтилированного горючего.

Кроме России, этот ГОСТ действует на территории Армении, Киргизии и Узбекистана. Он содержит требования к химическому составу, маркировке и общепринятой классификации. Определяются также требования к нормам перевозки и хранению тары.

ГОСТ 32513-2013 определяет следующие топливные марки:

  1. АИ-80 — низкооктановая разновидность горючего. Данное топливо используют для спецтехники и грузовых автомобилей;
  2. АИ-92 больше подходит для старых автомобилей. Он пригодится для заправки мотокультиваторов, бензопил и триммеров. В целях экономии многие водители заправляют в бензобаки своих машин именно эту марку топлива. Все дело в том, что последующие высокооктановые марки представляют собой ничто иное, как разбавленный различными присадками АИ-92;
  3. АИ-95 используется в большинстве современных автомобилей. Данная марка топливо существенно увеличивает время разгона машины, его технические характеристики. В условиях города АИ-95 более выгоден для поездок, он сэкономит до 20% общего расхода топлива;
  4. АИ-98 — самое высокотехнологичное топливо. Используется в двигателях автомобилей нового поколения. Такие машины зачастую оборудованы системой турбо надува. Если ваш автомобиль предназначен для езды на 95-м топливе, переплачивать и заливать АИ-98 нет смысла. Технические характеристики это не улучшит.

Бензин по ГОСТ

Согласно экологическим классам выделяют — класс К2, К3, К4, К5.

Многие автовладельцы понимают, что в нашей стране встретить низкокачественное топливо довольно просто. Зачастую недобросовестные владельцы АЗС под видом АИ95 или АИ98 продают 92-й бензин. Либо, что еще хуже, разбавляют топливо низкокачественными присадками или водой.

Маркировка по ГОСТу

Классифицируют топливо по маркам, взяв за основу число октанов. Существует два метода определения топливного числа. Не смотря на то что моторный метод более точный, используется он гораздо реже исследовательского. Его порядок действий определен в ГОСТ Р 32340-2013. Как расшифровывается маркировка, присвоенная известным маркам топлива?

  1. буква «А» в маркировке АИ обозначает, что продукт автомобильный;
  2. буква «И», что октановое число получено исследовательским методом, он определен ГОСТ 8226-82 и будет рассмотрен дальше;
  3. последующие после «АИ» цифры обозначают октановое число.

Экологический класс топлива

Помимо маркировки, указывающей на октановое число, весь бензин подразделяется на различные уровни экологических классов.

Экологические классы присваиваются по содержанию уровня серы из расчета на один килограмм жидкости.

  1. для К2 серы должно быть меньше 500 миллиграмм на килограмм;
  2. К3 – меньше чем сто пятьдесят миллиграмм на килограмм;
  3. К4 – меньше чем пятьдесят миллиграмм на килограмм;
  4. К5 – меньше чем десять миллиграмм на килограмм.

Указанные экологические классы соответствуют европейским экологическим стандартам. Вот они — ЕВРО-2, ЕВРО-3, ЕВРО-4, ЕВРО-5.

Уровень испаряемости

Далее в ГОСТ 32513-2013 предусмотрены десять классов нефтепродуктов по испаряемости. Буквенное обозначение начинается с буквы «А» и заканчивается самой последней – «F». Они определяются исходя из давления насыщенных паров. Учитывается фракционный состав.

Определяется уровень максимального индекса паровой пробки. Давление насыщенных паров – это давление, создаваемое парами бензина. Обязательное условие — это наличие жидкого состояния топлива. Классы находятся в прямой зависимости от испаряемости. Подразделяются классы нефтепродукта на три группы:

  • летние;
  • зимние;
  • межсезонные.

Применение присадок по ГОСТу

По вышеуказанному ГОСТу при производстве топливной смеси разрешено применение соответствующих присадок. Однако они не должны оказывать вредное побочное действие. Информацию об их количестве и содержанию необходимо указывать в паспорте на продукцию. Металлосодержащие присадки применять не допускается.

Условно понимается отсутствие металлов. Например, обозначает отсутствие этих элементов в бензине следующий процент допустимого содержания:

  • свинца два с половиной миллиграмма на кубический дециметр топлива;
  • железа ноль целых одна сотая грамма на кубический дециметр;
  • марганца ноль целых двадцать пять сотых миллиграмма на кубический дециметр горючего.

Для всех марок определены показатели концентрации содержания веществ таких как: смол, покрытых растворителем не более пятидесяти миллиграмм на кубический дециметр топливной жидкости. Объемная доля бензола не более 5% для второго экологического класса и не более 1% для всех остальных экологических классов. Массовая доля кислорода для всех экологических классов кроме второго должна составлять 2,7 %.

Допустимая степень опасности

Бензины причислены к четвертому классу опасности. Классификация производится по степени ущерба воздействия на человека. То есть, почти безопасны. Однако обладают наркотическим и легким отравляющим действием. Бензины являются легковоспламеняющейся жидкостью. Для их тушения применяться соответствующие средства пожаротушения.

Такие как пожарная пена и подобные ей реагенты. Хранить горючую смесь запрещено в непосредственной близости от открытого огня. А также искрообразующих инструментов. Следует защищать окружающую среду от вредного воздействия распадов горения и выхлопных газов. Для этого рекомендуется использовать герметичное оборудование. Помимо этих мер, также должны быть предприняты меры от попадания горючего в водоемы и канализацию.

Методы исследования бензина

Перед тем, как топливо поступит в массовую продажу, топливо проверяют на соответствие утвержденному ГОСТу. Существует два метода определения качества.

Бензин по ГОСТ

Исследовательский метод

Используется для точного определения октанового числа топливной смеси. Он проводиться на специальной одноцилиндровой машинной установке. Осуществляется исследование путем применения электронного динамометра. Проводятся соответствующие замеры детонации. Затем данные сравниваются с эталонными значениями детонации двух бензолов —изооктана и н-гептана.

Октановое число изооктана равно сто, а октановое число н-гептана равно нулю. При смешивании их в различных пропорциях получают эталонные значения потребительских марок бензина. Например, смешивая восемьдесят частей изооктана и двадцать частей н-гептана, мы получаем эталон восьмидесятого бензина. После заливки бензина в установку определяют при какой степени сжатия обычное загорание бензина переходит во взрывообразное.

Моторный метод

Моторный метод проводится аналогично исследовательскому. Отличием является, что он осуществляется при более высокой температуре горючей смеси и высокими оборотами установки.

Описания бензина Евро-95 и Супер Евро-98

Описания топливных марок Евро-95 и Супер Евро-98 приведены в ГОСТ Р 51866-2002. Технические требования указанного ГОСТа схожи с требованиями ГОСТ 32513-2013. Основные характеристики:

Полезная информация
1октановое число не менее девяносто пяти
2свинец должен полностью исключаться из состава
3плотность находится в пределах 720-775 миллиграмм
4определяется концентрация серы. Как правило, допустимый предел до 10 миллиграмм серы на один килограмм горючей смеси
5время устойчивости к окислению составляет согласно ГОСТу 360 минут
6концентрация смол, промытых растворителем — 5 миллиграмм на 100 см. куб.
7объемная доля углеводородов в зависимости от вида топлива — от тридцати пяти процентов до сорока двух процентов
8бензола от общего объема составляет не более 1%
9кислород в общей доле должен составлять не более 2,7% от общего содержания

Бензин по ГОСТ

Также, как и в предыдущем ГОСТе, условно понимается отсутствие металлов в самом бензине, при соблюдении следующих показателей:

  • свинца — 2,5 миллиграмма на кубический дециметр топлива;
  • железа ноль — 0,01 грамма на кубический дециметр;
  • марганца — 0,25 миллиграмма на кубический дециметр.

Маркировка согласно ГОСТу

Стандарт, применяемый в нашей стране, предписывает, что вся перевозимая и хранимая тара с топливом, должна быть промаркирована. Перечислим основные критерии:

  • на емкости наносят название нефтепродукта и его марку;
  • информацию об изготовителе, массу, надписи: «Огнеопасно», «ЯД»;
  • на транспортной таре надпись должна быть несмываемая.

Упаковка бензина

Прежде чем попасть на автозаправочные станции, бензин упаковывают согласно общим правилам, и готовят к перевозке. В процессе транспортировки топливо претерпевает различные изменения химического состава. На изменения могут повлиять как перепады температуры, так и небрежный разлив по тарам. ГОСТ определяет следующие критерии по разливу и упаковыванию бензина:

  • перед каждым использованием емкость должна осматриваться, грязь должна смываться;
  • тара с бензином должна пломбироваться.

Похожие статьи

Рейтинг автора
Автор статьи
Владимир Хомутко
Написано статей
188
Каким должен быть бензин по ГОСТ?
Оцените статью: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...